Ирина Сахарова
Опыт работы по теме «Хатха-йога как нетрадиционный способ оздоровления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри. Я Мальцева Ирина Вадимовна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43, стаж работы в должности 8 лет.
Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме : "Хатха-йога как нетрадиционный способ оздоровления детей дошкольного возраста".
Публикация «Опыт работы по теме „Хатха-йога как нетрадиционный способ оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада.
В Федеральном государственном образовательном Стандарте дошкольного образования определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Для реализации поставленных ФГОС дошкольного образования задач гармоничного физического развития детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении должна осуществляться физкультурно-оздоровительная деятельность.
Также, многие ученые отмечают, что современные дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Одни ученые говорят о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», другие отмечают, что современные дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, слаборазвитость мышц рук и ног, спины, что сказывается на осанке.
Все это ведет к тому, что у детей все чаще выявляются сколиозы, плоскостопие, повышенная утомляемость, неврозы, трудности с концентрацией внимания, запоминания. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Также, Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.
По мнению кандидата медицинских наук, В. В. Лентякова, неоценимую помощь может оказать хатха – йога, которая дает обстоятельные, как показывают исследования, вполне разумные ответы на вопросы по дыханию, движению и психическому самоконтролю. Эта форма оздоровления обладает рядом преимуществ перед другими видами физической активности.
Вышесказанное позволяет говорить о необходимости специально организованной работы и создании условий для развития физических навыков в дошкольном учреждении.
Таким образом, целью моей работы является : создание условий для формирования у детей дошкольного возраста умений заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения.
Для достижения этой цели я наметила решение следующих задач
(задачи представлены на слайде)
Задачи:
Оздоровительные :
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки.
Формирование правильного дыхания, при выполнении упражнений.
Развивающие:
Развитие физических качеств – координацию, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, силу, пластичность, развивать двигательную память.
Развивать внимание.
Образовательные:
Обогащение представлений об окружающем мире (особенности питания животных, знания о строении тела человека).
Воспитательные:
Развитие морально-волевых качеств, выдержки, настойчивости в достижении результатов.
Воспитание культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Поэтому, приоритетным направлением в моей работе является физическое развитие и здоровье дошкольников.
Здоровьесберегающая технология – хатха-йога доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в хатха-йоге, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
В ходе занятий хатха-йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Работу в данном направлении я начала с организации Кружка спортивно-оздоровительной направленности «Йога для малышей». Мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа для детей 4 до 7 лет и была рассчитана на 3 года.
Начала работу с данного возраста потому что, в возрасте 4 лет дети очень подвижны, а гимнастика требует сосредоточенности и статичности. Перевоплощения в животных помогают детям быстрее включиться в работу и заинтересоваться.
Занятия я провожу 2 раза в неделю, оно состоит их 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. Все занятия проходят в игровой форме.
После первого года работы я отметила положительную динамику в физическом и эмоциональном состоянии детей.
Полученные результаты представлены на слайде (слайд)
Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, имевших низкий уровень их развития.
Стабилизация эмоционального фона у детей.
Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.
С прошлого учебного года и по настоящее время коллектив ДОУ апробирует внедрение хатки-йоги в образовательный процесс – в различные виды деятельности детей. занятия также проводятся на свежем воздухе
В йоге есть такая поговорка «Прежде чем научиться стоять на голове, нужно научиться правильно стоять на ногах». В нашем коллективе придерживаются этого правила «Прежде чем научить чему-то ребёнка, нужно научиться это делать самому».
С этой целью и целью повышения уровня компетентности педагогов, в детском саду я провожу различные виды практикумов и семинаров по йоге.
Таким образом, использование гимнастики с элементами Хатха-йоги в условиях ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Продолжая работать в данном направлении, планирую разработать парциальную программу по развитию физических качеств у дошкольников.
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных организаций. Опытом работы могут воспользоваться в практике инструктора по физической культуре дошкольный образовательных организаций г. о Орехово- Зуево.