Папки-передвижки

Опыт работы «Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников»

Анна Савчук
Опыт работы «Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

задач воспитания личности ребёнка …» В. А. Сухомлинский

В общении между детьми приходилось наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажной задачей в работе педагога – устранить такие недоброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Публикация «Опыт работы „Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников“» размещена в разделах

Без увеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада наблюдается порой драматическая картина межличностных отношений между детьми. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен : они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют – и всё это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу.

Каждый из вас наверняка сталкивался с подобной ситуацией. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину, толкнул Петю и стал с ней играть.

Как мы обычно поступаем в этой ситуации? Мы обычно проводим беседу, о том, что так нельзя делать, так как это обижает твоего товарища, надо попросить игрушку или играть с ней по очереди и т. д. Но всё равно мы себя чувствуем беспомощными, испытываем чувство неловкости, вину, так как такие ситуации все равно повторяются.

Одна из задач в области социально-коммуникативного развития говорит об установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. В соответствии с ФГОС ДО мы создаем условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развиваем коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

Я задумалась о том, как предотвратить такие ситуации. Над этим вопросом работают многие психологи. Результатом поисков путей решения данных ситуаций, стала подборка игр, на основе социо-игровой технологии (автор В. М. Букатов, разработанные известным детским психологом, доктором психологических наук Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В. М. Холмогоровой, которые я адаптировала для своих воспитанников.

Основные характеристики этого направления связаны с педагогическим общением и непременным выполнением во время учебного процесса трёх «Золотых правил» :

1) обеспечение двигательной активности учащихся;

2) периодическая смена не только заданий, но и мизансцен, темпа, ритма, ролей и стилей поведения;

3) выполнение заданий «малыми группами» сменного состава.

Свою работу по данной теме я построила с учё том следующих принципиальных положений:

1. Безоценочность.

Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен запрет на любое вербальное выражение отношения ребёнка к сверстнику. Минимализация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуренцию и ориентацию на оценку окружающих, необходимо исключить игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Основной стратегией должно стать формирование чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнёра. Чувство общности и способность «увидеть» другого – это тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнёру, оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Система очень проста в использовании и не требует специальных условий. Система работы по формированию доброжелательных отношений между дошкольниками вела в семь этапов, каждый из которых имеет определённые цели и задачи.

1. Общение без слов.

При реализации первого этапа учитывала следующие моменты:

Основная цель: отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия, побуждать детей к непосредственному общению. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.

В каждую игру введён свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

(«Добрые эльфы», «Птенцы», «В стране глухих», «Буквы хоровод» «Кому трон, кому пень» и другие).

2. Внимание к другому.

В ходе работы по второму этапу решались следующие задачи:

1. Сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Для успешного выполнения игр требуется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т. п.

2. Отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.

3. Способность видеть в другом равную и независимую личность. Это является важнейшим условием формирования гуманных отношений со сверстниками.

(«Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем!», «Бабушка Маланья», «Передай движение» и другие)

В ходе игр по возможности избегала инструкций, нравоучений, замечаний, не делила детей на хороших и плохих. Задача взрослых – поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу.

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжённость, замкнутость, страх того, что кто-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабевают защитные барьеры, направляют внимание друг на друга.

3. Согласованность действий.

Основная задача следующего этапа – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения цели дети должны были действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учётом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплочённости действий и возникновению чувства общности.

(«Составные фигуры», «Работаем вместе», «Лабиринт», «Продолжи движение», «Змейка» и другие)

4. Общие переживания.

Четвёртый этап состоит из игр, направленных на переживания общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

Совместные переживания каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особо остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

(«Две страны», «Заблудившиеся дети», «Актёры», «Дискотека зайчиков», «Курица с цыплятами» и другие)

5. Взаимопомощь в игре.

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что взрослый сказал, что нужно помогать.

Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

(«День помощника», «Живые куклы», «Старенькая бабушка», «Шляпа волшебника» и другие)

6. Добрые слова и пожелания.

Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и другое). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций.

Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе стала преобладать дружелюбие и спокойная атмосфера, можно переходить к 6 этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Задача данного этапа – научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

(«Комплименты», «Волшебные очки», «Праздник вежливости», «Я хотел бы быть таким, как ты!», «Если бы я был королём» и другие)

7. Помощь в совместной деятельности.

При использовании игр седьмого этапа учила детей:

•делиться со сверстниками;

•помогать в процессе совместной деятельности;

•развивала способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

В данной программе занятия на совместную деятельность проводятся на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.

(«Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина»)

При проведении игр не боялась повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет или к чему ещё не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать её бессмысленной.

Заканчивала каждую игру в тот момент, когда замечала, что дети устали от неё, начинали разбредаться по комнате, отступали от правил игры. В нашей группе был изготовлен «Ковёр мира». Он представляет собой нарисованное солнце с голубем, где жёлтый круг – символ доброты, тепла, единения; лучи – имена каждого ребёнка группы (они разного цвета т. к. все дети разные); голубь – символ мира во всём мире. Ковёр постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, садятся вокруг него и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся. Такой «Ковёр мира» позволяет детям разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Благодаря систематическому проведению данной работы были достигнуты положительные результаты: дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше вместе играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций. Такая система работы по данной проблеме способствовала развитию взаимопомощи, социальных чувств, формирование положительного отношения детей друг к другу.

Публикации по теме:

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 10:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Савчук (УИ 312248) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД