Лучший педагог года

Опыт работы «Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа»

Лариса Кобец
Опыт работы «Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа»

Актуальность.

В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Поэтому, я считаю, чрезвычайно актуальным, ознакомление детей с народной культурой и народными традициями их малой родины - Брянской области.

Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа“» размещена в разделах

Культура, традиции, обряды, это не просто история - это ценности, национальная гордость каждого народа. Русская культура богата и разнообразна праздниками, обычаями, традициями, фольклором. Все значимые события на Руси отмечались шумными веселыми гуляньями, устраивались ярмарки.

Концептуальность.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Считаю невозможным вовлечение детей в процесс приобщения к традициям и культуре своего народа без научного обоснования национальных факторов. В детском саду созданы все условия для проведения тематических проектов, воплощения их практических элементов в повседневную жизнь, предусмотрена постоянная возможность участия детей в их реализации.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Посредствам проектной деятельности я сумела систематизировать

накопленный материал, помогающий эмоционально, творчески приобщать дошкольников к традициям и культуре своего народа.

Удачной находкой и открытием для меня стала возможность сравнения семейных традиций воспитанников. В этом мне помогают их родители. Использование в проектной деятельности материалов домашних архивов, видение в них различий и сходств между собой, способствуют развитию у детей чувства гордости за свою семью.

Поэтому я стала включать в проектную деятельность сведения об истории и культуре Брянской области, (откуда, преимущественно, родом родители моих воспитанников, во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую.

На протяжении нескольких лет работы мной были разработаны и проведены проекты, которые помогли познакомить детей с народными праздниками и традициями :

Проект «Как рукодельница семью одевала. Чудо-пояс» .

Предварительной работой к воплощению проекта были : просмотр тематического альбома «Русская народная вышивка», показ презентаций, ООД по познавательному развитию «Брянская вышивка», «Рукоделие жителей Брянщины». Тематическая экскурсия в мини-музей нашего детского сада. Из экскурсии дети узнали, как в старину крестьянка одевала семью. Какую одежду шила, вязала, с древнейшим орудием женского труда - прялкой. Дети увидели и прикоснулись к прялке. Узнали о том, что прялка была оберегом, защищала людей от несчастий, болезней, нечистой силы. Также узнали, как в старину плели пояса на пальцах, на дощечках, на берде.

Проект «Хлеб – всему голова». В реализации проекта дети встретились с бабушкой, которая в русском народном костюме рассказала, как в старину выращивали хлеб. (В процессе работы над проектом дети узнали, как раньше управлялись с цепом для обмолота зерна, как работал пахарь на поле, как вязали снопы). Сами выпекали хлеб и булочки, угощали сотрудников детского сада.

Фольклорно-развлекательный проект «Широкая масленица» (февраль-март 2022).

В ходе проекта детям были предложены просмотры видеороликов, слушание закличек, разучивание и пение частушек, знакомство и разучивание игр и хороводов, изготовление куклы-Масленицы, работа с солёным тестом (выпекание блинов, баранок, чаепитие.

Другие проекты, такие как: «Яблочный спас», «Пасху радостно встречаем!»,

«Сказка своими руками» вызвали у детей интерес и позитивные эмоции с желанием участия в инсценировках и изготовлении с родителями игрушек и предметов по теме проекта.

Результативность.

В результате участия в каждом из проектов дети получали новый опыт, новые знания, которые способны применить в своей повседневной деятельности. После завершения проекта дети полученные навыки реализовывали в изготовлении поясов для рубашек, рукавичек для ухвата, в замесе теста, раскладывании его по формам для выпечки, изготовлении своими руками кукол, пасхальных куличей, расписывании яиц, изготовлении из папье-маше яблок, фигурок для пальчикового и театра би-ба-бо. В ДОУ проводились тематические экспресс-выставки с участием семейного творчества, по итогам которых определялись победители с награждением их грамотами. Также проводились проектно-итоговые тематические занятия с приглашением педагогов детского сада и родителей детей. В завершении каждого проекта дети принимали участие в развлечениях с чтением заученных стихов, пением песен, и исполнением обрядовых игр и танцев.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования для приобщения детей к традициям и культуре своего народа.

Свой опыт работы по приобщению дошкольников к традициям и культуре своего народа через проектную деятельность рекомендую для использования педагогам-дошкольникам, а также педагогам начального звена средних общеобразовательных школ.

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа»
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 15:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД