Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы»

Лидия Деркач
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы : «Развитие познавательной активности детей через обучение умению задавать вопросы».

Новизна продукта: Ярким показателем наличия познавательных интересов и любознательности детей являются вопросы. Вопросы детей – это показатель роста и развития детской мысли. Современные исследователи психологии мышления - Е. С. Белова, A.M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, рассматривают вопрос, как неотъемлемый элемент структуры мышления. Они считают, если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными и как следствие, любознательность и развитие познавательных интересов детей будут на низком уровне.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы“» размещена в разделах

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач :

- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

Я изучила, систематизировала опыт современных психологов и педагогов в данном направлении и адаптировала его к своим детям. Пришла к выводу, что реализовать работу с детьми с ОНР в данном направлении лучше всего мне поможет такая форма, как проектная деятельность. Разработала проект для детей : «Вопросики от курносиков».

Актуальность и значение обучения дошкольников формулированию вопросов состоит в том, что:

- во-первых, в наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Обучение детей умению задавать вопросы развивает любознательность и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, неопределенность и неизвестность - это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное;

- в-третьих, применяя умение задавать вопросы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель и задачи проекта.

Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР через обучение умению задавать вопросы.

Задачи :

- Развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений.

- Активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.

- Раскрыть актуальные форм и методы формирования вопросительных высказываний.

- Закрепить навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях.

- Формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний.

- Оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.

Принципы построения работы с детьми :

- Принцип индивидуализации.

- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

- Принцип поэтапности – работа должна вестись в несколько этапов, каждому из них соответствуют свои задачи и приемы обучения поэтому ей характерна определенная последовательность – приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.

- Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных способностей.

- Принцип динамичности – от самого простого, до сложного.

- Принцип наглядности.

- Принцип сотрудничества – совместная работа с родителями.

Работа по формированию вопросительных высказываний запланирована на весь учебный год с учетом индивидуальных предпочтений детей.

- Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако психологи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов.

- Мною составлена картотека художественной литературы: стихи, сказки, рассказы, которые помогут в этом.

- Можно предложить детям посмотреть мультфильм Р. Киплинга «Слоненок», в котором слоненок проявляет любопытство, или прочитать стихотворение В, Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

После просмотра спросить: «А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?» Дети сами или с помощью педагога отвечают: «Знания!». Педагог делает вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».

Знакомлю детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами.

Здесь я использую специально подобранные дидактические игры с использованием элементов технологии ТРИЗ и другие игры и упражнения. (составлена картотека игр и упражнений)

Работу по данному направлению делю на 3 этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи :

1 этап:

- Знакомлю детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняем назначение той или иной формы вопроса. Мы можем начать вопрос со слова «КТО, когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».

- «Что?», когда хотим узнать что-то про предметы или события».

- «Когда?», если хотим узнать про время, когда что-то происходит».

- «Где?», если хотим узнать про место, в котором что-то находиться или происходит и т. д.

- «Почему?», если хотим узнать о причинах чего-либо.

На этом этапе в различных играх детям предлагаю задать вопросы в свободной форме. Использую такие игры: «Задай вопрос о предметах, которые ты видишь в группе», «Задай вопрос по ответу», «Интервью», «Вы поедите на бал?»

2 этап:

Работа на этом этапе предусматривает обучению детей оформлению различных вопросов, при этом вводятся символы, обозначающие, то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса. Вместе с детьми создаю символы, они помогут легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформляю символы и применяю их на занятиях, в играх и игровых упражнениях. Когда познакомила с простыми символами, провожу игры на их закрепление, провожу дидактическую игру : «Назови вопрос». На этом этапе учу детей использовать цепочку вопросов. Для этого использую алгоритмы последовательности задаваемых вопросов. Алгоритмы могут быть оформлены в виде полосок с делениями. Делений может быть от 4 до 8 и более. Здесь я использую принцип индивидуализации, учитывая способности и интересы ребенка. Ребенок может сам составить алгоритм вопросов для себя, дети могут составлять алгоритмы вопросов для друга или воспитателя.

3 Этап

Перехожу к 3 этапу после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы, необходимо выяснить, какой предмет спрятан. Поиск направлен от выяснения существующих характеристик вещи (ее назначения, функции, к выявлению внешних свойств. Примеры игр: «Что в чудесном мешочке?», «Волшебная шкатулка», «Угадайте, что я спрятала?» Провожу с детьми обучающую беседу как составлять вопросы по серии картинок. Как построить обучающую беседу с детьми по серии картинок? Я приготовили памятку. В ней указан алгоритм последовательности работы с детьми. Беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения.

Для развития умения задавать вопросы использую разные упражнения. – Например: даю детям картинки с изображениями людей, животных и предлагаю задавать вопросы тому, кто изображён на картинке.

- Или предлагаю детям попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

- Или предлагаю ребё нку ситуацию: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе

Как отвечать на вопросы детей, подготовила памятку для педагогов.

- Веду запись детских вопросов. Чтобы в дальнейшем их систематизировать по видам, темам, образовательным областям. Сбор и запись вопросов, позволяет проанализировать умение детей задавать вопросы, выяснить какие вопросы они задают чаще, над постановкой каких надо работать. Наиболее удачные варианты постановки вопросов детьми я использую для формирования мотивации к получению знании в начале образовательной деятельности, использую вопросы для развития сюжета игры и в ходе проведения эксперимента, наблюдения.

Организация предметно – развивающей среды : оформила уголок вопросов и ответов в познавательном центре : разместила там картинки предметные, сюжетные; картотеки игр и упражнений; модели вопросов; алгоритмы составления цепочки вопросов; игры и пособия; картотеку художественной литературы.

Работа с родителями направлена на оказание помощи в понимании важности вопросов детей и ответов на них. На ознакомление родителей с приемами активизации детской любознательности и формирования вопросительных высказываний : памятки, консультации, рекомендации, запись родителями интересных детских вопросов, просмотр деятельности детей, проведение викторин вопросов.

Подводить итоги работы еще рано, но динамика развития умения детей задавать вопросы прослеживается :

- По количеству задаваемых детьми вопросов можно сделать вывод, что их познавательная активность растет, расширяется кругозор и интерес к окружающему миру.

Работа в денном направлении продолжается, и я уверена, что цель и задачи проекта будут выполнены.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 14:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Деркач (УИ 859049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД