Лидия Деркач
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : «Развитие познавательной активности детей через обучение умению задавать вопросы».
Новизна продукта: Ярким показателем наличия познавательных интересов и любознательности детей являются вопросы. Вопросы детей – это показатель роста и развития детской мысли. Современные исследователи психологии мышления - Е. С. Белова, A.M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, рассматривают вопрос, как неотъемлемый элемент структуры мышления. Они считают, если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными и как следствие, любознательность и развитие познавательных интересов детей будут на низком уровне.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей посредством обучения умению задавать вопросы“» размещена в разделах
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач :
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
Я изучила, систематизировала опыт современных психологов и педагогов в данном направлении и адаптировала его к своим детям. Пришла к выводу, что реализовать работу с детьми с ОНР в данном направлении лучше всего мне поможет такая форма, как проектная деятельность. Разработала проект для детей : «Вопросики от курносиков».
Актуальность и значение обучения дошкольников формулированию вопросов состоит в том, что:
- во-первых, в наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Обучение детей умению задавать вопросы развивает любознательность и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, неопределенность и неизвестность - это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное;
- в-третьих, применяя умение задавать вопросы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель и задачи проекта.
Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР через обучение умению задавать вопросы.
Задачи :
- Развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений.
- Активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.
- Раскрыть актуальные форм и методы формирования вопросительных высказываний.
- Закрепить навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях.
- Формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний.
- Оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.
Принципы построения работы с детьми :
- Принцип индивидуализации.
- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
- Принцип поэтапности – работа должна вестись в несколько этапов, каждому из них соответствуют свои задачи и приемы обучения поэтому ей характерна определенная последовательность – приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
- Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных способностей.
- Принцип динамичности – от самого простого, до сложного.
- Принцип наглядности.
- Принцип сотрудничества – совместная работа с родителями.
Работа по формированию вопросительных высказываний запланирована на весь учебный год с учетом индивидуальных предпочтений детей.
- Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако психологи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов.
- Мною составлена картотека художественной литературы: стихи, сказки, рассказы, которые помогут в этом.
- Можно предложить детям посмотреть мультфильм Р. Киплинга «Слоненок», в котором слоненок проявляет любопытство, или прочитать стихотворение В, Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
После просмотра спросить: «А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?» Дети сами или с помощью педагога отвечают: «Знания!». Педагог делает вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».
Знакомлю детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами.
Здесь я использую специально подобранные дидактические игры с использованием элементов технологии ТРИЗ и другие игры и упражнения. (составлена картотека игр и упражнений)
Работу по данному направлению делю на 3 этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи :
1 этап:
- Знакомлю детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняем назначение той или иной формы вопроса. Мы можем начать вопрос со слова «КТО, когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».
- «Что?», когда хотим узнать что-то про предметы или события».
- «Когда?», если хотим узнать про время, когда что-то происходит».
- «Где?», если хотим узнать про место, в котором что-то находиться или происходит и т. д.
- «Почему?», если хотим узнать о причинах чего-либо.
На этом этапе в различных играх детям предлагаю задать вопросы в свободной форме. Использую такие игры: «Задай вопрос о предметах, которые ты видишь в группе», «Задай вопрос по ответу», «Интервью», «Вы поедите на бал?»
2 этап:
Работа на этом этапе предусматривает обучению детей оформлению различных вопросов, при этом вводятся символы, обозначающие, то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса. Вместе с детьми создаю символы, они помогут легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформляю символы и применяю их на занятиях, в играх и игровых упражнениях. Когда познакомила с простыми символами, провожу игры на их закрепление, провожу дидактическую игру : «Назови вопрос». На этом этапе учу детей использовать цепочку вопросов. Для этого использую алгоритмы последовательности задаваемых вопросов. Алгоритмы могут быть оформлены в виде полосок с делениями. Делений может быть от 4 до 8 и более. Здесь я использую принцип индивидуализации, учитывая способности и интересы ребенка. Ребенок может сам составить алгоритм вопросов для себя, дети могут составлять алгоритмы вопросов для друга или воспитателя.
3 Этап
Перехожу к 3 этапу после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы, необходимо выяснить, какой предмет спрятан. Поиск направлен от выяснения существующих характеристик вещи (ее назначения, функции, к выявлению внешних свойств. Примеры игр: «Что в чудесном мешочке?», «Волшебная шкатулка», «Угадайте, что я спрятала?» Провожу с детьми обучающую беседу как составлять вопросы по серии картинок. Как построить обучающую беседу с детьми по серии картинок? Я приготовили памятку. В ней указан алгоритм последовательности работы с детьми. Беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения.
Для развития умения задавать вопросы использую разные упражнения. – Например: даю детям картинки с изображениями людей, животных и предлагаю задавать вопросы тому, кто изображён на картинке.
- Или предлагаю детям попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.
- Или предлагаю ребё нку ситуацию: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»
Как отвечать на вопросы детей, подготовила памятку для педагогов.
- Веду запись детских вопросов. Чтобы в дальнейшем их систематизировать по видам, темам, образовательным областям. Сбор и запись вопросов, позволяет проанализировать умение детей задавать вопросы, выяснить какие вопросы они задают чаще, над постановкой каких надо работать. Наиболее удачные варианты постановки вопросов детьми я использую для формирования мотивации к получению знании в начале образовательной деятельности, использую вопросы для развития сюжета игры и в ходе проведения эксперимента, наблюдения.
Организация предметно – развивающей среды : оформила уголок вопросов и ответов в познавательном центре : разместила там картинки предметные, сюжетные; картотеки игр и упражнений; модели вопросов; алгоритмы составления цепочки вопросов; игры и пособия; картотеку художественной литературы.
Работа с родителями направлена на оказание помощи в понимании важности вопросов детей и ответов на них. На ознакомление родителей с приемами активизации детской любознательности и формирования вопросительных высказываний : памятки, консультации, рекомендации, запись родителями интересных детских вопросов, просмотр деятельности детей, проведение викторин вопросов.
Подводить итоги работы еще рано, но динамика развития умения детей задавать вопросы прослеживается :
- По количеству задаваемых детьми вопросов можно сделать вывод, что их познавательная активность растет, расширяется кругозор и интерес к окружающему миру.
Работа в денном направлении продолжается, и я уверена, что цель и задачи проекта будут выполнены.