Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр

Екатерина Мачехина
Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д.

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Ребенок в дошкольном детстве сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

По мнению Б. Г. Ананьева, первоначально восприятие - это не расчлененная субъективная форма предмета как такового, а отражение границ между сплошной пространственной массой и отдельным предметом, выделившимся из него посредством движения. "Не только отдельные раздражители, но весь окружающий мир действует как целое, из которого вычленяются благодаря движению самих вещей их пространственные качества и отношения».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным восприятием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное восприятие – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущение, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Актуальностью любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности с ощущением, с восприятием. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира- важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных их формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она еще используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного восприятия, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребенка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разборные яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Исходя из все вышесказанного, мы поставили себе цель работы и определили задачи.

Цель работы: Изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: процесс использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.

2. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: если использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- наблюдение, беседа.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста по средствам дидактических игр

Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование дидактических игр будет эффективным для сенсорного развития у детей 2-3 лет. Нами было проведено эмпирическое исследование. Для выявления уровня сенсорного развития у детей раннего возраста были подобраны методики. За основу взяты методики Стребелевой Е. А., Венгер Л. А., Земцовой М. И. (Приложение 1)

По результатам проведенной начальной диагностики нами были выявлены трудности, испытываемые детьми при выполнении заданий. У большинства детей отмечается низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Также возникли трудности: в складывании трех матрешек; группировки предметов по цвету; размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов; в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов.

По данным таблицы можно сказать следующее:

- При выполнении задания «Группировка игрушек» (методика Л. А. Венгера) лишь 6 детей, после обучения, выполняют задания, ориентируясь на образец, а 8 детей продолжают допускать ошибки.

- С задание «Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную» не справляется 11 детей, они даже после обучения, пытаются сложить матрешку не учитывая величину.

- В задании «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» только 3 ребенка смогли сложить картинку по примеру взрослого, остальные 11 продолжали накладывать части, не пытаясь собрать картинку, некоторые не доводили работу до конца.

- Во время выполнения упражнения «Собери цветок» у 8 детей наблюдается проблема с группировкой цвета, они просто собирали цветки, не подбирая лепестки по цвету серединки.

- При проведении игр «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?»11 детей испытывали трудности в исследовании предмета и его описании.

Полученные результаты объединим, посчитаем общее количество баллов и переведем их в процентное соотношение:

- 57 % (8 детей) всех испытуемых имеют достаточный уровень сенсорного развития;

- 43% (6 детей) -средний уровень;

Высокий и начальный уровень отсутствуют совсем при первичном обследовании группы детей 2-3 лет.

После изучения и выявления уровня развития мелкой моторики, мы начали работу в данном направлении.

Свою работу мы начали с создания развивающей предметно – пространственной среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем развивающая предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали :

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

- возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учё том следующих принципов:

- принцип наглядности. В своей работе, прежде всего мы используем наглядное обеспечение составляющее материальный центр игры. Это и картинки, карточки, разные предметы и т. д. Стараемся, чтобы наглядный материал и дидактические пособия имели привлекательный вид: картинки яркие, красочные; игрушки не сломанные, что обязательно привлекает внимание детей и вызывает интерес.

- принцип доступности и прочности. Все игры в группе просты и понятны детям, соответствуют возрастным особенностям воспитанников.

- принцип систематичности и последовательности предполагает последовательно развивающую и усложняющуюся систему игр (по содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям).

- принцип повторности. Не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза, а ведь только при условии овладения всеми элементами дидактической игры она переходит в фонд самостоятельных игр ребёнка.

-принцип занимательности и эмоциональности игры усиливает познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры.

Исходя из этих требований, постарались наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

Оформляя физкультурный уголок, мы постаралась наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке имеется как традиционное оборудование (мячи, обручи, флажки) так и нетрадиционное (массажный коврик, флажки, ленты, кегли, кольцеброс). Все оборудование мобильное, разного цвета и размера, что позволяет его использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы. Создала картотеку подвижных игр. (Приложение 2).

В группе имеется центр «Песок и воды». Его значение для развития органов чувств трудно переоценить. Он помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами. Организуя игры с водой и песком (Приложение 3, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаю им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываю основы для обучения конструированию (формование из песка).

В уголке природы много различного природного материала (семена растений, камушки, ракушки, крупы, который мы используем в дидактических играх (например, «Спрячь в ладошке», «Где большой листок?», «Выложи по контуру», «Соберем шишки для Мишки» и др. Все эти игры собраны в картотеку игр с природным материалом. (Приложение 4).

Уголок изобразительной деятельности то же важен для формирования сенсорных способностей. Мне помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например, «Подбери чашку к блюдцу», «Пластилиновые заплатки», и др).

Так же группе имеется центр «Сенсорного развития» детей, где представлены игры и игрушки, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

-«Мозаика» (несколько видов, настольная, напольная, магнитная);

- конструктор «Лего»;

- пазлы;

- лото «Формы»;

- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины);

- игрушки- вкладыши («Домик», «Фрукты», сортер «Разноцветные фигуры» и др.)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины, структуры.

- Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке», «Составь целое из частей», «Сравни предметы по высоте», «Пирамидки», «Матрешки», «Разложи по размеру» и др.

Была создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию «Калейдоскоп игр» (Приложение 5)

Перечисленные игры и пособия мы использовали в рамках самостоятельной и образовательной деятельности, планомерно и в системе, осуществляя сенсорное развитие, отмечая изменения и трудности.

В своей работе мы использовали индивидуальные и групповые формы работы, беседы, самостоятельная игровая деятельность и совместная с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная форма работы по сенсорному развитию детей раннего возраста. Использованные дидактические пособия и игры постепенно становились сложнее и разнообразнее. Каждая последующая ступень трудности выполнения задания включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

Во время игр и образовательной деятельности мы старались заботиться о положительном настрое детей. Привлекали внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных игровых приемов, поддерживали интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь», «Посмотрите, что нам Маша принесла» и т. д.) и сюрпризный момент.

Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты», «Кто быстрее разложит по баночкам» и др.

Все дидактические игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.

Так, для усвоения цвета, мы играли в такую игру как «Цветная вода», в которой дети учились не только, окрашивать воду в желаемый цвет, но и закреплять знания цветов.

В играх «Разноцветные палочки», «Цветные домики», «Ниточки для шариков», «Цветные ряды», дети учились не только различать цвета, но и классифицировать фигуры и предметы по цвету.

А игра «Радуга», особенно нравилась детям, потому что с помощью изобразительных средств дети не просто учили цвета, но и создавали красивый рисунок для мамы.

Игры «Шарики и кубики», «Каждому свое место», «Сортер» «Разноцветные фигуры», «Закрой окошко» способствовали изучению и закреплению геометрических форм. А в игре со счетными палочками «Сложи фигуру», дети закрепляли свои знания о фигурах и строили их как по образцу, так и самостоятельно.

Для освоения знаний о величине нами были использованы такие игры как «Две коробки», «Накрой колпаком», «Большие и маленькие картинки».

Так же игры «3 Медведя», «Вкладыши и пирамидки», «Лесенки и пирамидки», «Веселые матрешки» способствовали развитию умения строить ряды от большего к меньшему.

В процессе работы мы побуждали детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегали к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Большую роль в сенсорном развитие играют родители. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы придаем большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребенка. Для этого в группе были проведены консультации на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры» (Приложение 6, «Роль развивающих игр для детей 2-3 лет» (Приложение 7, «Чем дома занять ребенка 2-3 лет» (Приложение 8, папка-передвижка «Что такое сенсорика? И почему необходимо ее развивать(Приложение 9).

Так же с родителями был проведен мастер класс 2Играем вместе» по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию («Цветное домино», «Большой – маленький», «Сложи фигуру»).

Так же, видя положительные результаты своих трудов, мы провели консультации для педагогов ДОУ на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 10, «Сенсорное воспитание дошкольников посредствам дидактических игр» (Приложение 11).

Итак, на протяжении 6 месяцев была проведена объемная, плодотворная работа. По результатам которой мы провели контрольное обследование.

По результатам данной таблицы мы видим, что показатели сенсорного развития детей увеличились :

- Высокий уровень развития имеют 10 детей, что составляет 71% от всего количества испытуемых;

- Средний уровень развития имеет 4 ребенка, это 29 % группы.

Достаточного и начального уровня развития нет, что говорит об эффективности, проведенной работы.

Исходя из результатов контрольно эксперимента видно, что на достаточном уровне развития детей нет совсем, средний уменьшился на 14 % (это на 2 ребенка меньше, чем на начальном обследовании, а на высокий уровень сенсорного развития перешли 71 % детей.

Результаты этого этапа эксперимента показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

- в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представление о сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада.

- после контрольного эксперимента выявлены позитивные изменения показателей уровня сенсорного развития детей.

Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: если использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Сенсорное развитие посредством дидактических игрСенсорное развитие посредством дидактических игр Сенсорное развитие через дидактические игры. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 19:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Мачехина (УИ 128470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД