Получи документы

Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка

Татьяна Вельмискина
Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка

Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Публикация «Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка» размещена в разделах

Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет необходимость взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение и развитие детей. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с этой законодательно закрепленной тенденцией было ограниченным.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка только в гармоничном дополнении друг друга.

Новое поколение родителей существует в обновленном социокультурном пространстве, является носителем современной коммуникации, все активнее осваивает ее новые средства, ведет современный образ жизни и при этом очень нуждается в сопровождении и поддержке.

Я в своей группе стремлюсь сделать педагогический процесс более свободным, гибким, гуманизировать (сделать более доброжелательными) отношения между детьми, педагогами, родителями.

Я рассматриваю взаимодействие с семьёй, как объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Основная цель моей работы - вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство, оказание им помощи в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнёрских отношений.

Основным принципом, на котором строится моя работа с родителями, является принцип открытости детского сада для семьи, когда каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок, возможность принять активное участие в образовательном процессе.

Одной из основных задач, которые я стараюсь решить во взаимодействии с родителями, это привлечение родителей к активному участию в деятельности группы через организацию интересных форм работы.

Признавая приоритет семейного воспитания, я постоянно ищу новые формы взаимоотношений с родителями в рамках открытого детского сада.

Для установления единства форм и методов воздействия на каждого ребёнка необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования к ним предъявляются.

Очень эффективной инновационной формой для решения этой задачи, на мой взгляд, является ежегодное проведение в нашей группе «Дня самоуправления», который проходит в моей работе, как проект одного дня из жизни группы. Первый раз мы провели его во второй младшей группе с целью установления доверительного контакта с каждой семьёй.

Основной моей задачей было показать педагогический процесс изнутри, чтобы каждый родитель смог увидеть своего ребёнка в этом процессе и лучше понять его особенности.

Накануне Дня самоуправления мы с родителями обсудили план работы на день, совместно придумали сюрпризные моменты, определили участие каждого родителя в разнообразных режимных моментах.

Это был очень волнительный день и для детей, и для родителей, и для нас, воспитателей.

Родители с самого утра включились в работу. На утреннюю гимнастику пришёл папа Алёши. Он выполнял упражнения вместе с детьми, показывал пример. И одного его присутствия было достаточно для того, чтобы организовать детей на очень старательное и очень качественное выполнение всех упражнений.

Мамы Насти и Тани совместно провели дидактическую игру на закрепление знаний детей о геометрических фигурах. Мама Тёмы исполнила роль пациента в сюжетно-ролевой игре «Больница». Родители приняли участие в проведении прогулки, театрализованной деятельности во второй половине дня.

В конце «Дня родительского самоуправления» за круглым столом все участники обсудили результаты деятельности за день, обменялись мнениями и впечатлениями: кому-то роль воспитателя очень понравилась; кто- то говорил о том, что очень трудно заинтересовать и организовать детей; кто-то увидел своего ребенка с другой «стороны», т. е. те его индивидуальные особенности, на которые родители раньше не обращали внимания. Но общее мнение было единогласно – и родителям, и детям такие дни необходимы.

Этот проект был очень важен для всех: мне он помог в установлении партнёрских отношений с родителями, родителям – посмотреть на педагогический процесс изнутри, увидеть своего ребёнка в этом процессе и лучше понять его.

Но особое значение он имел для детей. Дети с огромным интересом, любовью и соучастием наблюдали за своими родителями, которые открывались им совершено с другой стороны, чем в домашней обстановке, которые, оказывается, умеют рисовать и играть, бегать и прыгать, волноваться и веселиться, как дети. Каждый ребёнок хотел, чтобы его мама с папой приняли участие в мероприятиях дня.

Результаты проекта «День родительского самоуправления» нас очень порадовали и воодушевили.

Масса положительных эмоций у детей и родителей в конце дня, положительная оценка мероприятия родителями, установление с ними тесного контакта при подготовке и проведении Дня самоуправления, утвердили меня в мысли - продолжить использование данной формы взаимодействия с семьями воспитанников.

В первый раз во второй младшей группе в проекте приняли участие самые активные родители. Они помогали нам, воспитателям, проводить режимные моменты, утреннюю гимнастику, образовательную деятельность и пр.

В прошлом году, в средней группе, в Дне самоуправления участвовало больше половины родителей. Задачи родителям усложнили: все режимные моменты, организованную образовательную деятельность, утреннюю гимнастику разделили пополам (например, одну часть утренней гимнастики проводил воспитатель, вторую - родитель). Получилось очень интересно. Родители хорошо вошли в роль воспитателей. А о детях можно сказать одно: когда мама или папа исполняли роль воспитателя, ребёнок старался помочь родителю, выполнял все задания старательно и даже делал замечание другим детям, если они нарушали правила. То есть у детей появилось чувство ответственности за маму или папой, забота о них, желание оказать помощь родителям в новом для них деле. И в конце дня – чаепитие за общим столом с пирогами, которые испекла одна из мам, обсуждение ярких моментов дня, счастливые лица детей и родителей.

Такие дни помогают мне создать благоприятные условия для участия родителей в образовательном процессе группы, повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в вопросах воспитания и развития их детей.

День родительского самоуправления в моей группе стал традиционным. В этом году родители будут самостоятельно проводить и утреннюю гимнастику, и организованную образовательную деятельность, и режимные моменты, а мы, воспитатели, будем вместе с детьми выступать в роли исполнителей тех мероприятий, которые мы все вместе запланируем на этот день. Как ни странно звучит, но родители ждут этого дня. А вместе с ними к участию в мероприятиях дня готовятся и дети.

Организация совместной деятельности при проведении таких проектов, как День родительского самоуправления, является в моей работе важнейшим способом сотрудничества с родителями, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники педагогического процесса.

Чтобы поддерживать интерес родителей к жизни детей в дошкольном учреждении, сделать их участие в различных мероприятиях постоянным, я стараюсь разнообразить формы работы с ними.

В прошлом году я вместе с детьми и родителями своей группы организовала конкурс чтецов «Стихи бывают разные».

Участие в конкурсе принимали дети всех групп, начиная с первой младшей. Основную подготовку к конкурсу осуществляли родители: выбрали интересные стихи, распределили роли. Родители к подготовке конкурса подошли очень ответственно - все дети были хорошо подготовлены.

Чтение было выразительным и необыкновенным: кто-то читал вместе с мамой по ролям, кто-то со старшим братом - по куплетам, для кого-то родители сделали презентацию и сопровождали чтение стихотворения показом слайдов, у кого-то во время чтения звучала замечательная музыка. Прозвучали стихи известных русских поэтов: Сергея Есенина, Николая Некрасова, Самуила Маршака. Никогда раньше дети не читали стихи так проникновенно и выразительно!

Получился яркий, эмоционально насыщенный, трогательный вечер поэзии. Компетентное жюри оценивало выступления детей. Для каждого участника была продумана своя номинация, поэтому все дети получили дипломы победителей и подарки, а родители - благодарности за участие и подготовку детей к конкурсу.

Родители высоко оценили такую форму совместной работы, и теперь Вечер поэзии стал традиционным в моей работе.

Устанавливать теплые неформальные отношения с родителями, а также более доверительные отношения с детьми мне помогают досуговые формы сотрудничества.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. В моей группе родители принимают самое активное участие в новогодних праздниках, праздниках, посвящённых дню Защитника Отечества, 8 марта.

Ежегодно в нашей группе проводится с участием родителей такой русский народный праздник, как «Масленица».

В прошлом году на этом праздники мы - воспитатели были скоморохами, а роль Матушки-Зимы исполняла мама Матвея. Остальные родители были активными участниками праздника. Шутками да прибаутками герои призывали детей, родителей и гостей праздника веселиться от души и плясать, не жалея ног. Веселую атмосферу создавала музыка, от которой ноги пускались в пляс.

Сначала наши ребята вместе с родителями и воспитателями прощались с Зимушкой, играли с ней в игры («Попади в цель снежком», «Мотальщики»). Мама Матвея прекрасно справилась с ролью, детям даже было грустно с нею расставаться.

Но самым радостным моментом стала встреча Масленицы, роль которой исполнила мама Ксюши. Масленица водила с детьми хороводы («А мы, Масленицу дожидались» и др., играла в зимние забавы. И тоже оказалась хорошей актрисой. Детям с нею было весело, и детскому счастью не было предела!

Праздник закончился, а весёлое настроение осталось на целый день. Заряд веселья получили и родители, и педагоги, и, конечно, дети! Они увидели своих родителей в роли артистов, и им это очень понравилось!

А как радуются дети, когда праздник проходит с участием их пап!

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед нами, педагогами. Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физкультурой и спортом. Физкультура, представляющая главный источник силы и здоровья, развивает смелость, решительность, прививает чувство коллективизма, дисциплины, а главное - волю к достижению цели.

Чтобы соединить воедино спорт и праздник, я провожу различные спортивно-развлекательные мероприятия с участием родителей.

Так 1 октября 2018 года в нашей группе состоялись соревнования, посвящённые Дню сухопутных войск, в которых принимали участие ребята группы и их папы: команда «Морпехи» и команда «Десантники». Мы с ребятами серьёзно готовились к данному мероприятию: познакомились с родами войск и видами военной техники, прочитали много книг и выучили стихи на военную тематику, научились маршировать, как военные на парадах, и петь военные песни.

С самого начала ребята и папы были настроены на упорную борьбу и показали её в полной мере в ходе прохождения всех этапов.

Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали детей настолько, что они не замечали происходящего вокруг. Все старались изо всех сил быть первыми.

Большую поддержку оказали болельщицы: мамы и девочки нашей группы, боевые подруги наших солдат. Они подготовили речёвки и так эмоционально «болели» за свою команду, что не выиграть было невозможно!

В зале царили смех, шум и веселье. Все были счастливы! А счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда мне, как организатору праздника…

Соревнования стали настоящим праздником спорта, здоровья и молодости!

Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть просто физически сильным. Необходимо при этом обладать достаточной целеустремленностью, силой воли, быть организованным и собранным, ловким и находчивым. И примером для них служили их папы. Чего стоил поступок папы Расула. Когда их команда отставала от соперников в эстафете, и Расул не успевал сократить разницу, папа подхватил его на плечо и вместе с ним пробежал дистанцию. Победила дружба. А для сына это был урок: всегда нужно бороться до конца и в любой ситуации можно найти выход из трудного положения.

Атмосфера спортивного праздника была и радостная и в тоже время напряженная – ведь соревновались сильные соперники, а победить должен был сильнейший…

Конечно, не обошлось без падений и ушибов, но эти мелочи нисколько не мешали участникам возвращаться в строй. И никто из ребят ни разу ни хныкнул, все боролись за победу. Мальчики учились быть маленькими мужчинами: ради успеха в общем деле можно и нужно забыть о своих ссадинах и ушибах.

И это не показательное или открытое мероприятие. Это одно из наших традиционных мероприятий.

По итогам соревнований победила ДРУЖБА!

Для таких мероприятий я всегда готовлю сюрпризные моменты. Вы бы видели, как радовались папы, когда я им вручала дипломы о победе в отдельных видах соревнования. В этот момент они были очень похожи на своих детей.

А мамы потом сказали мне по секрету, что папы с нетерпением ждут следующего мероприятия с их участием.

Я решила поддержать их желание и в новогодний сценарий включила интересные конкурсные задания для пап. Участие пап стало одним из ярких моментов новогоднего праздника.

Результатом таких праздничных встреч является формирование положительных взаимоотношений родителей со своими детьми, установление эмоционального контакта, так как для ребят их родители - самые дорогие и близкие люди.

Пройдут годы, дети забудут песни, стихи, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание от совместных с родителями выступлений.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Наглядно-информационные формы работы, такие, как родительский уголок, папки-передвижки, фотостенды, уголок творчества детей - дают мне возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказать практическую помощь, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

В нашей группе действует непреложное правило – постоянно сообщать родителям даже о незначительных успехах ребенка. Для этого я оформляю тематические выставки, знакомящие родителей с творческими работами детей: рисунками, лепкой, аппликацией, поделками из природного материала.

Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.

Все наглядно-информационные формы моей работы с родителями являются традиционными. Но активность наших родителей в создании фотогазет, тематических выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

В нашей группе мы часто проводим выставки совместного творчества родителей и детей. Сотворчество взрослого и ребенка вызывает массу положительных эмоций, создает в семье особо теплую атмосферу, формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Бесспорно то, что творческий процесс стимулирует всестороннее развитие детей. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение. Дети обожают фантазировать и мастерить, а родители помогают в реализации их фантазий.

Когда ребенок создает поделки своими руками вместе с родителями, он не только развивает творческое воображение, моторику рук и свою фантазию - совместное творчество прекрасно укрепляет отношения между детьми и родителями.

Дети радуется, когда вместе с родителями делают творческие работы для групповых выставок, и гордятся, что их работа украшает группу. А для родителей - это прекрасный повод провести свободное время вместе с ребёнком и получить от совместного творчества огромное удовольствие. Зачастую родители открывают у себя такие способности, о которых раньше даже не подозревали.

Хотелось бы сказать об одном важном аспекте в системе моей работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я стараюсь хвалить своих родителей за любое проявление инициативы и помощи, за интерес к жизни детей в группе, за постоянное участие в наших интересных делах. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас в группе сложилась определённая система работы с родителями. Использование разнообразных форм дало свои результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательного процесса, в группе создана атмосфера взаимного доверия, уважения и заинтересованности.

Анализируя применяемые мной формы взаимодействия с семьями воспитанников, я убеждена, что вовлечение родителей в деятельность детского сада приносит пользу всем участникам образовательных отношений.

У нас, педагогов, формируется чувство уважения по отношению к каждой семье наших воспитанников. Ребёнок это чувствует, что также положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Следовательно, привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовать сложный, с моей точки зрения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. И реально повысить качество дошкольного образования.

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями – такова цель моей дальнейшей работы с семьями воспитанников. Ведь все вместе мы воспитываем будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется, чтобы это был мир добра и любви, мир созидания и творчества!

Кому может пригодиться мой опыт? Всем, кто понимает, что без сотрудничества и взаимодействия с родителями нельзя создать в группе обстановку комфортного пребывания для каждого ребёнка, и следовательно, невозможно нельзя добиться высоких результатов в его развитии.

Публикации по теме:

Преемственность как условие успешной адаптации детей к школе Преемственность между детским садом и школой, взаимодействие с родителями дадут возможность будущему первокласснику безболезненно адаптироваться.

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе»«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе» Воспитанники нашей группы – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного.

Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации Формирование познавательной самостоятельности и инициативности. Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких.

Использование современных образовательных и воспитательных технологий как условие успешной реализации ФГОС ДО Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию.

Опыт работы «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» Слайд №1 Уважаемые руководители, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развивающая среда как условие успешной социализации.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации».

Сотрудничество семьи и детского сада — важное условие успешности воспитанника ДОУ Сл. 1: Сотрудничество семьи и детского сада — важное условие успешности воспитанника ДОУ. (Из опыта работы МБДОУ №22 «Родничок».) Сл. 2:.

Трудовое воспитание — важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет.

Условие успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями и сопровождается изменением поведенческих.

КОП как средство успешной социализации дошкольников КОП как средство успешной социализации дошкольников. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 19:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД