Ольга Матова
Опыт работы «Театральная деятельность как средство развития связной речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Т. е это систематическое развернутое изложение. Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику.
Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки.
Публикация «Опыт работы „Театральная деятельность как средство развития связной речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи приводит к тому, что у значительной части таких детей выявляются : ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями, нарушения силы голоса, его тембра и выразительности. В связи с этим возникают серьезные проблемы в формировании речевого общения, потребность в речевой коммуникации снижается, сужается круг общения ребёнка. Ограничение речевого общения приводит к нарушению нормального функционирования познавательных процессов (память, внимание, мышление и т. д., возникают личностные проблемы.
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей с ОНР, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей очень легко в неё вовлечь.
Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым. Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.
В своей работе основной целью мы ставим: Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Поэтому в нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.
- Самый любимый у детей - Кукольный театр. Ведь с куклой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. Он привлекает своей яркостью, красочностью. Надевая куклу на руку, ребёнок сразу превращается в того персонажа, которого он озвучивает, поэтому этот вид театра хорошо влияет на интонацию и выразительность речи, на культуру речевого общения. Даже если ребёнок замкнутый и стеснительный, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.
- Магнитный театр –прост в использовании. он помогает детям оживить картинку и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. При этом обогащается пассивный и активный словарь детей.
- Куклы для пальчикового театра у нас связаны из шерстяных ниток, мордочка сделана из бумаги, ещё есть куклы из бумаги и папье маше. Этот вид театра развивает мелкую моторику, что влияет на формирование речи детей., ведь давно известно, что наша речь находится на кончиках наших пальцев.
- Театр на столе – это простой и доступный всем возрастам детей театр. Взяв любую игрушку, она оживает в руках ребёнка, тем самым расширяется кругозор детей и активная речь за счет расширения словарного запаса;
- Конусный театр - Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Конусный театр относится к режиссерским видам театрализованной деятельности.
- Театр на стаканах – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
- Театр на ложках интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.
Элементы театральной деятельности используем проводя и артикуляционную гимнастику: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка». -
Для детей логопедической группы очень важно почувствовать себя артистами. Дети берут на себя роль, какого либо персонажа, действуют за него, изображают его интонацией, мимикой. В ролях они раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной.
Можно сделать вывод, что применение театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Мы с уверенностью можем сказать, что использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе с детьми оправдали себя: дети стали более раскрепощенными, открытыми, значительно улучшилась их речь.
.