МААМ-картинки

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ольга Макарова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

«Хорошая речь – важнейшее

условие всестороннего

полноценного развития детей»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, его личность в целом. Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Это обусловлено социальными проблемами общества, которые подчас не позволяют многим родителям уделять достаточно внимания своему ребенку. Актуальность данной проблемы объясняется тем, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения, уверенности в своих силах.

По мнению К. Д. Ушинского: «Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Л. С. Выготский писал: «…интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». А. С. Макаренко, решая проблему речевого развития, большое внимание уделял ведущему виду деятельности дошкольника – игре, по его мнению: «Игра развивает язык, а язык организует игру». Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Наблюдая за детьми, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у многих детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи, опыты известных учёных и педагогов по данной проблеме, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы будет формирование речевых навыков дошкольников в процессе игры.

Поэтому, главной целью своей профессиональной деятельности определила – развитие связной речи детей посредством игровой деятельности.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

- обогащение, активизация словаря детей;

- развитие диалогической и монологической речи

- развитие навыков общения и речевого этикета.

-воспитание интереса к художественному слову.

Целостность педагогического процесса осуществляю реализацией программ:

Основная образовательная программа МКДОУ Усть – Таркский детский сад «Колосок».

Парциальные программы:

Ельцова 0. М. Риторика для дошкольников: Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — СПб. ; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Методических рекомендаций:

Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.

Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2016.

Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в д. /саду» Москва 2001.

Антипина Е. А, «Театрализованные представления в детском саду», Москва, 2010г.

Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Учр. : 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

Считаю, что для обеспечения полноценного своевременного речевого развития детей, необходима насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Е. И. Тихеева писала: «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Поэтому, набирая в группу малышей от 1,6-до 2 лет создала «Уголок ряженья» и театральный уголок, которые постоянно пополняются и обновляются различными видами театра

(пальчиковый и настольный, теневой и перчаточный). Сказочные персонажи изготовлены из бумаги и дерева, ткани, связаны крючком.

Большое внимание уделяю созданному уголку «Речевичок», содержащему многообразие словесных, настольно-печатных, дидактических игр, классифицированных в зависимости от цели и возраста детей:

- игры, используемые при сочинении сказок, загадок;

- игры на развитие дикции и интонационной выразительности;

- пальчиковые игры;

- игры на словообразование;

- игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;

- игры на расширение простого предложения разными частями речи;

- артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие коммуникативных способностей, поделила на четыре блока:

Игры, развивающие умение сотрудничать;

Игры, развивающие умение активно слушать;

Игры, развивающие умение высказываться;

Игры, развивающие умение правильно перерабатывать информацию.

В уголке «Речевичок» также содержатся наборы предметных и сюжетных картинок – для словесных игр и составления рассказов, а также картотека мнемотаблиц, аудиотека, дидактические кубы различной тематики - «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. – для игры «Крутись, вертись и на бочок ложись»; наборы дидактических игр: «Лото», «Домино».

Работу по решению задач речевого развития детей начинала со второй группы раннего возраста. Хорошим средством для стимулирования речи малышей 1,6 – 2 лет считаю - пальчиковые игры, поскольку уже доказано, что мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Эти игры способствуют возникновению добрых взаимоотношений между детьми, а также между взрослым и ребенком. Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится ли краб, чирикает воробушек, или кукла Катя варит кашу – все это обеспечивает веселое общение, которое помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка. Повторение за педагогом слов игры учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

Наряду с пальчиковыми играми, с детьми второй группы раннего возраста, проводила и первые игры – драматизации. Знакомство со сказкой начинала с показа кукольного или настольного театра. В работе использовала русский фольклор: сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», и другие, соответствующие возрасту детей. После показа проходила совместная работа с детьми. Мы обсуждали сказку с тем, чтобы воспитанники усвоили ее содержание, персонажей. Привлекла детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка, а затем к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»). Большое внимание уделяла игровым упражнениям на звукоподражание, на умение передать образ персонажа, действия, например: как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т. д.

По мере того, как дети овладевали содержанием произведения, их активность в играх-драматизациях возрастала. При повторных показах дети с удовольствием участвовали в представлении - передвигали фигурки героев, проговаривали их слова. В играх использовали маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми. Далее наша игра переходила в самостоятельную деятельность.

Маски – шапочки, атрибуты животных использовала не только в театрализованных играх, но и в дидактических («Мамы и детки», «Назови ласково») и подвижных, таких как «У медведя во бору», «Гуси, гуси», «Как на горке снег» и т. д. Опыт показал, что дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Поэтому специально подобрала игры и упражнения, которые дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. С помощью игр ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, развивать словесное творчество и коммуникативные навыки. В то же время подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, снятию статического напряжения. Каждая подвижная игра начинается считалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. (Например, «Фанты» - цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.) При проведении подвижных игр уделяла внимание тому, чтобы все дети старались проговаривать слова игры (Приложение 3).

По мере взросления детей - к трем годам, объединяла различные виды игр в один сюжет, постепенно, переходя на такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации, а именно ситуации – иллюстрации («Малинка», Ладушки-оладушки», «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»). В этом случае использовала оснащение театрального уголка (настольный, пальчиковый театр, кукольного домика. В игровых обучающих ситуациях наблюдала у детей не только повышение интереса к игровому общению, но и развитие позиции активного участника игры. Даже самые стеснительные и замкнутые дети хотели помочь «расколдовать зверят», а после игры «В гостях у Сороки-белобоки», звали сходить к ней снова. В самостоятельной деятельности прослеживались элементы игровой ситуации (Мальчики имитировали рубку дров топорами, а девочки варили кашу, приговаривая «Варись, варись кашка…»). В ситуации – иллюстрации включала дидактические словесные игры - «Заинька», «Петушок» и т. д., игры на развитие силы голоса или развитие речевого дыхания. Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций, предлагала детям игровые ситуации – упражнения. Например, «Мы идем в лес», или «В гости к золотой рыбке». Включаясь в такие ситуации, дети не только тренировались в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и пополняли словарный запас, развивали диалогическую и монологическую речь. Старшим дошкольникам игровые ситуации усложняла, предлагая участие в ситуациях-проблемах, а в подготовительной к школе группе и ситуациях – оценки («Осенняя прогулка», «Сундучок бабушки-рассказушки», предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей.

Считаю игровые обучающие ситуации очень перспективными, поскольку основу любой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения, речь выступает во всех своих многообразных функциях - это разговор воспитателя с детьми, общение детей между собой, игры-беседы, игры-путешествия, игры-драматизации, игры-импровизации.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю словесным играм в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами (в пересказе, в составлении рассказов, в заучивании стихотворений). К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Детям необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. С этой целью стала самостоятельно моделировать схемы стихотворений, которые начинала использовать с первой младшей группы (Приложение 4). Для обучения заучиванию стихотворений, использую опорные схемы-рисунки. Это очень увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром схем - рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы использую также для самостоятельной деятельности детей в играх («Составь по памяти», «Найди лишнее», «Что сначала, что – потом» и т. д.). Стоит отметить, что с использованием данной методики - мнемотехника, связная речь детей в группе значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст; быстро заучивают стихи.

В. А. Сухомлинский писал: «Без семьи мы – педагоги – были бы бессильны». Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы как беседы, консультации, собрания. Провела:

- родительское собрание – «Дидактическая игра в развитии связной речи ребенка»; - мастер – класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»;

- консультации: «Речевые игры дома», «Скороговорка-загадка для языка»;

«Игры с пальчиками», «Игровая деятельность в семье», «Читаем сказки дома»;

- открытое занятие – «Матрёшка в гостях у ребят»;

- оформила буклеты: «Нормы речевого развития» и «Игры по развитию речи».

Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

Все необходимые рекомендации размещаю в уголке для родителей «Будем говорить правильно». Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители помогают своим детям в изготовлении атрибутов и костюмов для театрального кружка, в выполнении творческих заданий: «Сочини сказку», книжки – малышки «Хоровод овощей» (загадки, «Придумай колыбельную песню». Ни один праздник, ни одна театральная постановка не обходится без их участия – «Репка», «Гуси-лебеди», «Золотая осень», «Литературная гостиная» и т. д. Огромную помощь оказывают родители в организации развивающей среды. Очень приятно, что многие мамы и папы, дедушки и бабушки с радостью выполняют наши просьбы в изготовлении кукол настольного, пальчикового театра, тренажеров для развития мелкой моторики и т. д. Всегда отзывчиво относятся к нашим просьбам по организации проектной деятельности и помогают детям в поиске интересующей информации, участвуют в выставках, помогают детям подготовить сообщение, доклад.

На основании педагогических наблюдений (диагностики) можно сделать вывод о том, что результатом целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Сформирован интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, обогатился и активизировался словарный запас. Дети стали преодолевать робость застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

Общим результатом педагогической деятельности являются следующие показатели:

• Положительная динамика развития связной речи детей за период с 2014-2017 гг.

• Уровень качественной подготовки детей к школьному обучению в процентном соотношении представляется следующим образом: высокий уровень - 51%, средний - 49%, низкий показатель отсутствует.

Участие детей и родителей в различных конкурсах:

Районный тур всероссийского конкурса художественного творчества «Рождественские фантазии» в номинации «Литературное творчество» - Кокарева Полина - II место;

Районный фестиваль «Театральная весна» в номинации «Лучшая театральная афиша»- творческий коллектив «Золотой ключик», руководитель Макарова О. Н. ;

Районный фольклорный фестиваль «Родные напевы» - фольклорный ансамбль «Ладушки» - Художественный руководитель Макарова О. Н. ;

Участие детей в смотре – конкурсе «Моя гордость - Новосибирская область» - Кичигина Виктория, Иванин Сергей, Степаненко Юра и т. д.

Уровень своей профессиональной деятельности повышала в 2017 году по программе: «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» - 72 часа (дистанционные курсы повышения квалификации работников образования на АНО ДПО «ОЦ Каменный город»). В 2014 году прошла обучение по профессиональной переподготовке в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология дошкольного образования» - 262 часа.

Выступала на районном методическом объединении - тема выступления «Культурные практики» (http://dsad_kolos.ust.edu54.ru/). Была участницей семинара – совещания «Деятельность Областной методической службы в сфере образования Новосибирской области по сопровождению введения ФГОС дошкольного образования в 2017 году», а также семинара – практикума «Формирование представлений дошкольников об окружающем мире в различных видах деятельности» (13.03.2017). Была участницей заочной Всероссийской научно-практической конференции (22 – 23 марта 2017 года) с публикацией «семинара-практикума «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ». Публикация мастер – класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» выйдет в следующем сборнике материалов Всероссийской (заочной) научно- практической конференции «Новые технологии в педагогической науке». Награждена благодарностью министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (2017 год, почетной грамотой Главы Усть –Таркского района Новосибирской области – 2013 год; Наряду с этим, имею грамоты, дипломы и благодарности за участие в различных конкурсах и публикациях в электронных журналах. С достижениями, а также другими направлениями деятельности можно ознакомиться на моем личном сайте педагога (http://olenka-makarova-76.wixsite.com/olga).

Сотрудничаю с районными газетами «Знамя труда» и «Селяночка».

Перспективы моей работы заключаются в продолжение научного поиска по изучению и внедрению эффективных технологий по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Планирую освоение новой для меня формы организации воспитательно-образовательного процесса – «Творческая мастерская». На основе методики Ельцовой О. М., Прокопьевой Л. В. «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета».

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 09:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД