Папки-передвижки

Опыт работы. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии

Варвара Карымова
Опыт работы. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии
▼ Скачать + Заказать документы

«Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста

с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии»

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Бернштейн, советский психофизиолог).

Введение.

Публикация «Опыт работы, Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии» размещена в разделах

Актуальность работы определяется тем, что общее недоразвитие 3 уровня являются наиболее распространенными нарушениями речи у детей, особенно дошкольного возраста. Во многих исследованиях лингвистов, психологов, физиологов, педагогов отмечается тесная связь психического, в том числе и речевого, развития ребенка с состоянием психомоторики. Так недостатки двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее и речевое развитие ребенка, его работоспособность, овладение учебной программой, на умственную деятельность и успеваемость. Своевременная коррекция нарушений речевого развития, а также психомоторных функций является необходимым условием готовности детей к обучению в школе, к усвоению школьных знаний. Для детей с нарушениями речи требуется ранняя коррекция в целях решения их ранней социальной адаптации, так как дефект речи ограничивает коммуникативные возможности детей. В связи с этим актуальность данной работы может также определяться необходимостью разработки направлений коррекции психомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием 3 уровня.

Цель: психомоторное развитие детей с нарушениями речи посредством кинезиологии.

Задачи:

1. Изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Создание оптимальных педагогических условий по организации работы по психомоторному развитию.

3. Разработка системы по коррекции психомоторики у дошкольников с ОНР

1. Теоретические основы изучения особенностей психомоторного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1 Понятие психомоторика.

Психомоторика – это мозговая организация психических процессов : внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития и обучения ребёнка.

Как отмечает О. К. Сечкина, наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики взрослого человека. Однако в раннем возрасте не все эти качества являются доступными для изучения и формирования. Как отмечают исследователи в области дошкольного воспитания и развития (Л. А. Венгер, A.В. Запорожец, М. И. Звонарева, С. Я. Лайзене, М. Ф. Литвинова, М. Монтессори, Т. И. Осокина, Е. Б. Сологуб, К. В. Тарасова, Е. В. Уханева, период раннего детства является наиболее сензитивным для формирования таких психомоторных качеств, как координация движений, мелкая моторика и чувство ритма.

Под координацией движений мы понимаем психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий.

Под мелкой моторикой мы понимаем психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

Чувство ритма - это психомоторное качество, выступающее средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения человека и выражающихся в активном двигательном отклике на музыкальные настроения с закономерным распределением ритмических единиц по времени.

Психомоторика, являясь средством решения разнообразных задач, требует совершенствования в любых «предметных» видах деятельности. Все движения координируются смысловой учебной задачей или «задачей действий». В период дошкольного детства детям приходится выполнять разные задачи на движение. Выделяются следующие виды задач, в которых задействована психомоторика дошкольника : письмо, рисование, штриховка, действие с предметами, перекладывание, перемещение. Занятия физической культурой в дошкольном детстве предполагают решение задач на координацию движений, на ритмическую координацию, на пространственную ориентировку, ловлю предметов. В систему музыкального воспитания дошкольника включены : ритмика (музыкально-ритмические движения, игра на простых инструментах, пение (артикуляция, рисование под музыку. В художественно-эстетическом элементе воспитательно-образовательной деятельности присутствуют задачи на выполнение узоров, роспись игрушек, аппликацию, рисование (с натуры, на природе или прогулке, по памяти и представлению, раскраску альбомов. В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов….

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято считать такую форму речевого расстройства, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Также следует отметить нарушение, как произносительной стороны речи, так и смысловой. Нарушение речи у детей дошкольного возраста может выражаться на разном уровне : от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетикофонетическими недоразвитиями. В данной работе меня интересует психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетико-фонетическими недоразвитиями. Дети этого уровня свободно общаются с окружающими, но нуждаются в помощи близких (родителей, воспитателей, которые вносят в их речь соответствующие пояснения, потому что самостоятельное общение для них затруднительно.

Если дети правильно произносят изолированные звуки, то в самостоятельной речи они звучат недостаточно четко. Также для них характерным является ряд моментов:

- недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы;

- замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции;

- нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному;

- смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.

Фонематическое недоразвитие у детей данной категории проявляется в недостаточно сформированных процессах дифференциации звуков. Чаще всего это те звуки, которые отличаются между собой тонкими акустическими или артикуляционными признаками, но иногда дети не могут различить и более контрастные звуки. Это влияет на овладение детьми звуковым анализом и синтезом.

Характерным для детей данного уровня является нарушение слоговой структуры. Наблюдается множество ошибок взвуконаполняемости слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Дети, описываемого уровня недостаточно коммуникативны. В повседневной жизни они малоактивны, очень редко являются инициаторами общения, практически не общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка негативно влияют на процесс развития связной речи, прежде всего на своевременный переход от диалогической речи к контекстной.

Так как речевые нарушения тесно связаны с другими сторонами психического развития, необходимо рассмотреть и особенности сформированности сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития внимания. У многих детей наблюдается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.

Недоразвитие речи также оказывает влияние и на развитие памяти. У таких детей достаточно сохранна смысловая и логическая память, однако довольно снижена вербальная память.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям данного уровня характерно не только общая соматическая ослаб леность, но и замедленное развитие локомоторных функций. Также им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических данных. У многих детей двигательная недостаточность проявляется в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.

У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

1.3. Особенности психомоторного развития детей с ОНР 3 уровня.

По данным ряда авторов (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова- Фомина) детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики : страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.

Таким образом, в результате анализа исследований Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова можно утверждать, что детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы : общей и мелкой моторики. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположный процесс, – повышенная двигательная активность. Так же заметна выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Однако, в процентном соотношении при общем недоразвитии речи преобладают нарушения общей моторики в виде двигательной недостаточности. Наличие этих проблем значительно «тормозит» процесс коррекции речи детей.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-развивающей работе по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, по моему мнению, должна стать системой коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Учет представленных особенностей необходим при разработке коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Кроме этого, при работе с детьми большое значение имеет также соблюдение принципов коррекционно-развивающей работы, основными из которых являются:

- принцип принятия ребенка,

-принцип помощи,

-индивидуального подхода к определению цели воспитания,

Вывод

В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы, мною было выяснено, что детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии психомотрной сферы : общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики, и развитием речи. Большая часть детей с ОНР имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом.

Работая с детьми данной категории, передо мной возникла задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи, позволяла бы в игровой форме формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. В этой связи весьма актуальным становится и вопрос о внедрении в практику работы здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению. Одним из таких методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология.

Данный опыт работы направлен на использование элементов кинезиологии в коррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В нем раскрываются вопросы использования кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии
Опубликовано: 2 июня 2020 в 11:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Карымова (УИ 222624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД