МААМ-картинки

Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»

Мариет Бжассо
Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие – это путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который признаны изменить.

А. М. Тарамин

В настоящее время не теряет актуальности вопрос сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, которое имеет своей целью обеспечениенормального развития функции анализаторов и формирование восприятия предметов чувственного познания отдельных свойств (формы, величины в пространстве и т. д) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий- хватания и манипулирования.

Публикация «Опыт работы „Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах

Выдающийся педагог Сухомлинский В. А писал «Ум ребенка на кончиках его пальцев». Значит, чтоб развивался ум ребенка, нужно тренировать руки.

Ранний возраст-период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все что окружает малыша-вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.

Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка сенсорной культурой человечества. Знакомя детей с различными свойствами предметов,я не стараюсь добиваться от них запоминания и употребления их названий. Для меня главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Занимаясь сдетьми, я употребляю название форм и цветов, но не требую этого от воспитанников.

Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: форма, цвет, такой же.

Чтобы привлечь ребенка раннего возраста свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, я организую такие действия с предметами, при которых при получении нужного результата нужно сопоставлять предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Поэтому я предлагаю детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая их цвета, потому что дети не могут выполнить это зрительно.

Решая задачу восприятия цветовых свойств предметов, учу детей различать два цвета : красный и синий, вначале вносила красный лоток и красные шарики, предлагалапокатать шарики по столу. На следующем занятии дети катали синие шарики. Затем давала детям красные и синие шарики в одной коробке, предлагая выбрать только синие. На каждом занятии называла цвет предмета, но от детей этого не требовала.

Знакомство детей с величиной – трудная задача. Детей знакомила с резко- контрастными размерами предметов: большой- маленький. Для этого давала детям по два стержня. На один стержень дети нанизывали большие кольца, на другой маленькие.

В играх с пирамидками упражняла детей в названии слов «большой», «маленький», вводила понятие «поменьше».

Провожу серию занятий по знакомству с формой. Учу различать резко контрастные формы. Вношу в одной коробке шары, в другой кубики, показываю их, катаю по столу, каждый раз приговариваю: «Шарик гладкий, круглый, катится». Пытаюсь катать кубик по столу. Дети видят, что кубик стоит на том месте, где его положили. Затем пытаюсь сложить шарики горкой – они раскатываются. Из кубиков построим башню и дети убедились в том, что кубики можно ставить друг на друга. Закрепляя знания о формах (шар, куб, знакомила с новой формой, учу правильно называть их.

Дети к концу 2 года жизни научились не только производить несколько действий с одним предметом, но и различать четыре основных цвета, называть 2 (красный, синий, различать резко контрастные размеры, находить промежуточную величину.

Знания и умения, полученные на занятии, закрепляю самостоятельной деятельностью детей. В свободном пользовании у детей находится шарики с латками, стержни с кольцами, двухместные коробки, матрешки, игры «шароброс», стол со втулочками, пирамидки.

Во время игр постоянно разговариваю с детьми: «Посмотри, какое большое колечко», «Ты правильно сложил башенку», «Как хорошо катится шарик». Это способствует формированию нужных представлений.

На всех занятиях при внесении материала использую игровые моменты. Игрушки приносят кукла, мишка. Это вызывает у детей интерес, повышает их активность.

Большое место в моей работе занимают тренажеры, которые я смастерила сама из бросового материала, что не требует особых затрат. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия,сделать их насыщенными, интересными, увлекательными.

Хочу рассказать о некоторых из них, которые использую в своей работе.

Вот уже несколько лет занимаюсь созданием развивающих и дидактических пособий из необычных материалов: пластиковых бутылок, крышек. Они обладают неисчерпаемыми возможностями для развития восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики рук. Они могут использоваться, в разном возрасте и абсолютно безопасны.

Сухой аквариум-набор цветных крышек в пластмассовом тазу или в коробке. Это пособие можно предложить ребенку и тогда, когда у него плохое настроение, и когда, наоборот, он слишком возбужден, и когда ему просто не чем заняться. Главная ценность сухого аквариума, пожалуй, в том, что ребенок не боится сломать его или потерять какую-то деталь.

Цель. Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса, развить восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

Хочу предложить несколько вариантов игры с сухим бассейном.

Вариант №1.

«Купание рук в сухом аквариуме, погружение кистей рук, шуршание крышками.

Вариант №2.

«Разложи крышки по цвету». (Кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета)

Вариант №3.

«Разложи крышки по коробочкам по цвету»

Возраст от рождения до 3-х лет считается в научном мире уникальным, стратегическим важным для всего последующего развития. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметах, становится возможным дифференцировать, выделять один из множества других, находить свойства и различия между ними. Видный ученный Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, я предприняла попытку активизировать работу по сенсорному воспитанию малышей в своей группе. В начале я решила изменить структурно содержательную работу по данному направлению.

Используя следующие принципы:

-принцип насыщенной предметно игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

принцип интеграции воспитательных, образовательных, развивающих задач.

принцип тесного взаимодействия с родителями.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того как устроена игровая предметно развивающая среда, из каких игрушек иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Создавая предметную среду в группе я прежде всего учитываю возрастные возможности детей, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Предмет обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Среда прежде всего должна быть обучающей, поэтому так важно детские экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности в группе имеются следующие материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, трубочки, ситечко. Дети, играя с ними, проявляют творческие качества, сенсорные способности, а так же мелкую моторику рук.

Таким образом, можно смело сказать, что предметно- развивающая среда несет в себе огромные воздействия на ребенка, она воспитывает, развивает, приносит детям радость, чувство удовольствия, интерес, поэтому организация предметно- развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.

В группе имеется сенсорный уголок, который используется в воспитательно- образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой, поисково- экспериментальной деятельности детей. Использую я его в следующих целях:

- для стимуляции сенсорных функций (зрение, слух, осязание и т. д.)

- развитие мелкой моторики рук, стимуляции двигательной активности;

- создание положительного, эмоционального фона, повышение работоспособности ребенка.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том каким должен быть дидактический материал и игровой, я постаралась создать для детей предметно – развивающую среду, чтобы больше уделять внимание на развитие сенсорных способностей, поэтому особое внимание я уделяю подбору сенсомоторных объектов для уголка, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Были приобретены следующие пособия:

- наборы для экспериментирования с водой и песком, ёмкости разной формы, предметы орудия для переливания и вылавливания предметов;

рамки- вкладыши геометрическими формами, разными по величине, четырех цветов.

шнуровки, застежки.

приобретены прогулочные коляски, автомобили для развития сенсорно -двигательной деятельности;

дополнен и обновлен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения.

пополнила театрально - игровуюзону.

Большое значение уделяю дидактическим играм.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :

«Чудесный мешочек».

«Определи на ощупь»

«Платочек для куклы»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте».

«В какую коробку положить игрушки?»

«Разноцветные кружки»

Дидактические игры и упражнения на закрепления цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Собери гирлянду»

«Какие цвета использованы?»

С помощью дидактических игр дети не только обучаются – у них развивается моторика рук. На прогулке, рассматривая и сравнивая поверхность ствола березы и камни, посредством тактильных ощущений дети знакомятся с таким понятием как гладкий, шершавый, через восприятия рук малыши познают, что елка колючая.

Очень нравится детям игры с бумагой и пластилином: мы мнем, рвем, лепим. Осенью часто устраиваем в группе беспорядок, разрывая бумагу на кусочки, изображаем листопад, а потом дружно собираем.

Очень важной работой по развитию «ручной умелости», считаю пальчиковые игры. Стараюсь подобрать такие игры, в которых содержалось бы больше разнообразных движений, которые использую на утренней гимнастике, в разные режимные моменты, на прогулке.

Например, пальчиковая игра «Лады- лады» создает у детей положительное отношение к процессу умывания:

«Лады- лады»

Ой лады, лады, лады,

(показать ладошки, покрутить кистями рук вверх –вниз)

Не боимся мы воды,

(хлопнуть в ладоши и потереть ладошку о ладошку)

Чисто умываемся,

(совершить плавные, круговые движения около лица, не дотрагиваясь до него).

Друг другу улыбаемся

(руки широко развести и улыбнуться)

На занятии по конструированию на тему «стол и стул» провожу с малышами пальчиковые упражнения.

Стол

У стола четыре ножки

Сверху крышка, как ладошка

(левая рука в кулачок сверху на кулак опустить ладошки)

Стул

Ножки, спинка и сиденья –

Вот вам стул на удивления.

(левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приложить кулачок)

«Флажок»

Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз

«Очки»

Соединить в кольцо большой и указательный палец к каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы развести в стороны остальные прижать к ладони. Заяц шевелит ушками.

«Коза»

Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные прижаты к ладони (коза бодается).

Очень заинтересовали меня сенсорно- двигательные игры. В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречается расторможенность, задержки моторно речевого развития. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективны и помогает предотвратить серьезные проблемы. И для этой цели используются так называемые сенсорно- двигательные игры, которым присущи рифмованный текст или песенка, ритмические движения в которых присутствуют чередование контрастовбыстро- медленного, высоко- низко, далеко- близко, крепко- нежно и т. п. В этих играх использую потешки и частушки, которые сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание).

Эти игры я использую во время умывания («Кран откроется, нос умоется, мойтесь сразу оба глаза», одевание («Куб, куб ковалек! Подкуй сапожок на правую ножку, правую сапожку», во время дневного пробуждения («Вот проснулись, потянулись с боку на бок повернулись», во время проведения утренней гимнастики («Мы сегодня утром встали и зарядку делать стали. Руки вверх, ручки вниз, пола ручками коснись», на музыкальных занятиях («Наши ручки в пляс пустились, закружились. На головке полежали»). Работая в системе, я добиваюсь определенных результатов и успехов: пальчики ребят становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинает развиваться интенсивнее; повышается уровень сенсорного развития, и главное, у малышей развивается положительные самоощущения: уверенность в себе, в своих возможностях, то, ради чего все это я провожу «Быть Знайкой далеко не просто, но как приятно узнавать!» - это мой девиз в педагогической работе, и я не останавливаюсь на достигнутом, а совершенствую и пополняю свои познания.

Большое значение уделяю диагностике сенсорного воспитания детей раннего возраста, которая предлагает выявление уровня развития практической ориентировке на форму, величину: умение выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. В диагностике участвовало десять детей с первой младшей группы в возрасте от 1,5 до 2 лет.

В диагностике я использовала следующее оборудование:

1. Деревянные доски с тремя прорезями – круглой, квадратной, треугольной, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. Пластмассовый домик с четырьмя прорезями – круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной и шестиугольной.

3. Одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трех колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя).

4. Цветные кубики- три желтых, три зеленых, три красных.

5. Одна трехсоставная матрешка.

6. Две пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три)части.

Основные задания:

1. Вложить геометрические формы в гнезда.

2. Сгруппировать предметы по цвету.

3. Сложить трехсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета.

5. Сложить предметную картинку.

По каждому занятию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность в своих действиях; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнение задания: (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение)

В результате исследования было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности- в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом.

Восприятие будет полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок слышит, видит, ощущает и действует с этими предметами. Я убеждена, что чем больше я дам детям, тем больше они могут взять.

Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»

Публикации по теме:

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи: Создать.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами сенсорного воспитания для детей раннего возраста «Листопад»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами сенсорного воспитания для детей раннего возраста «Листопад» Задачи: Образовательные: - обогащать и активизировать словарный запас детей (осень, листопад, ветер, дерево и др.); - познакомить с явлением.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление.

Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей» Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: - развитие экологических представлений, знаний.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возрастаПрирода родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 09:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мариет Бжассо (УИ 759426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД