Елена Князева
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Посадка репчатого лука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зелёный лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицу в землю и в воду, зарисовывать лук в банке.
Задачи:
• формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе „Посадка репчатого лука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• дать представление об особенностях внешнего строения лука, находить «донце» с корнями и верхушку;
• выработка навыков посадки лука в землю;
• выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Материал к занятию:
1. Персонаж – Бабушка
2. Корзинка с луковицами
3. Лоток с землей
4. Лейка с водой
5. Влажные салфетки
6. Клеенка
7. Фартуки и нарукавники.
Предварительная работа:
1. Уход за комнатными растениями в группе (полив)
2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Ход НОД:
Дети играют. В приемной скрипнула дверь.
В. :- Ребята, послушайте, кажется к нам кто то пришел?
Воспитатель открывает дверь появляется Бабушка
В. :- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Бабушка из сказки «Репка».
Б. :- Здравствуйте, ребята!
(дети здороваются)
Б. :- ребята, я собираюсь лук посадить да вот старенькая стала совсем, сил не хватает, глаза плохо видят, не понимаю как нужно его сажать? Помогите мне пожалуйста.
В. :- А зачем Бабушка тебе лук нужен?
Б. :- лук, это мой самый любимый овощь. Я его кушаю, и от болезней спасаюсь. Знаете поговорку- лук от всех недуг.
В. :- Недуг- это значит болезнь. Получается- лук от всех болезней помогает,
Б. : -а вы, ребята, лук кушаете?
(дети отвечают)
В. : -Ребята, поможем Бабушке лук посадить?
(ответы детей)
Бабушка нечаянно опрокидывает корзину с луковицами.
Б. :- ой, ребята! Держите их скорее! Укатились наши луковицы!
(дети собирают, количество луковиц- на каждого ребенка по одной + 1 воспитателю,
возвращаются на свои места)
В. :-ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.
«Луковица золотая
Круглая, литая.
Твёрдая такая!
Есть и донце и верхушка
В сто одежд она одета
Есть на каждом огороде,
Ведь любимая в народе!»
В. -луковицы покатились как мячи. Какой формы луковица? (отвечают, какие они на ощупь - колючие, (отвечают, а может гладкие (отвечают), покрыта луковица шелухой. (Показываю) это у луковки верхушка, с другой стороны- донце. Посмотрите, что там есть (ответы детей) да, это корешки. Лук сажают корешками в землю (или вниз). Что нам нужно, для того чтобы посадить лук?
Д. :- вода, земля, свет.
В. :- Правильно ребята, лук можно и в воду посадить и в землю.
В. :- Я беру банку налью в неё воды и посажу луковицу донцем в воду. Ребята, мы с вами будем наблюдать за нашей луковицей,
Как вы думаете. Что произойдет с нашей луковецей?
Д. :-у нее прорастут корешки и появятся сверху зелёные стрелки.
Чтобы нам не забыть все, что произойдет с нашей луковицей, мы будем с вами зарисовывать, отмечать все изменения. (воспитатель рисует банку с луком по трафарету, поясняет свои действия, показывает рисунок, подчеркивает – он похож на луковицу в банке)
Б. :-Это хорошо! Одну луковицу вы посадили, а как же остальные?
В. : - Не переживай, а эти луковицы мы сейчас все вместе посадим в землю. Но сначала мы хотим тебе показать веселую игру про лук.
Ты Бабушка присядь отдохни, и посмотри как наши ребята играют.
(дети встают врассыпную, повторяют движения воспитателя)
-Есть у нас огород, там зеленый лук растет,
-Вот такой вышины, вот такой ширины.
-Ты, лучок, сюда спеши
-И немного попляши!
Б. :- Молодцы, хороша игра! Какие все веселые
В. :- Поиграли, а теперь нам пора и за работу приступать.
Что необходимо, чтобы посадить лук?
Д. :- земля
В. :- Правильно нам нужна вода, земля и емкость в которую мы будем сажать лук. Давайте все это приготовим (ёмкость с землей, лопатки). А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать?
Д. :- надеть фартуки, нарукавники и расстелить клеёнку.
В. :- Давайте наденем фартучки и на стол постелем клеенку (дети одевают фартучки, воспитатель им показывает и помогает). Бабушка, присоединяйся к нам.
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
В. :- а теперь каждый из вас по-очереди. (вызываю каждого поочередно, контролирую процесс посадки).
Лук мы посадили, а как вы думаете, что с ним произойдет?
(ответы детей)
В. :- правильно из верхушки появятся зеленые перышки или стрелки их еще можно называть.
Б. :-спасибо, вам ребята за помощь! А мне пора домой.
В. :- Бабушка, ящик с луком очень тяжелый ты не донесешь, оставь лук у нас, мы с ребятами будем ухаживать за ним, поливать.
Б. :- хорошо, но через несколько дней я к вам снова приду, и посмотрю как вы за моим лучком ухаживаете.
(Бабушка уходит)
В. :-Дети, куда же лучше поставить наш «огород»?
(ответы детей)
В. :- правильно, поближе к солнышку- на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.
Анализ:
-Кто сегодня был у нас в гостях? Что принес с собой?
-Какая польза от лука?
- Что мы делали слуковицами?
-Теперь мы будем наблюдать как растет наш лук.
Наблюдение за проросшим луком через 7 дней.
Цель: Заинтересовать детей к наблюдению за ростом лука, подвести детей к выводу, что для роста лука необходимы : влага, свет, тепло, что растение - живое и что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья).
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку про лук.
В. :-Хоть он горький – но полезный!
Защищает от болезней!
Микробам разным он не друг –
Потому, что – это… (лук).
В. :- Правильно, это лук! Ребята, вы помните кто недавно приходил к нам в гости?
Д. :- Бабушка.
В. :-Что приносила бабушка?
Д. :- Лук.
В. :- Что мы сделали с луком?
Д. :- Посадили его.
В. :- Правильно, мы его посадили и поливали через день. Прошли выходные дни подойдите к ящику с луком и посмотрите что изменилось?
Д. :- Луковицы проросли, у них из верхушки появились зелёные пёрышки или стрелки.
В. :- Правильно ребята, молодцы. У тех луковиц, которые мы посадили донцем в землю появились зелёные стрелки. Посмотрите, а у луковицы, которую посадила бабушка донцем вверх выросли стрелки?
Д. :- Нет.
В. :- Почему?
Д. :- Бабушка не правильно посадила луковицу, донцем вверх, так луковица рости не может.
В. :- Правильно, молодцы! Возьмём лейку и польём наш лук.
А теперь посмотрите, что произошло с луковицей, которую мы посадили в банку с водой. Присаживайтесь на стулья, а банку с луком ставлю на стол, чтобы вам лучше было видно. Обратите внимание на доску там висит рисунок, который мы с вами зарисовали, когда только посадили лук в банку. Расскажите мне, что произошло с луковицей в банке а я зарисую её.
Д. :- У луковицы выросли корешки и зелёные стрелки.
В. :- Правильно, выросли короткие белые корешки, похожие на нитки, благодаря которым лук питается и растет и короткие зеленые стрелки. Беру, трафарет рисую банку, теперь луковицу. Вот здесь (из донца) корешки, а здесь (из верхушки) зеленые стрелки. Ребята, хотите попробовать зеленые стрелки на вкус?
Д. :- Да.
В. :- Ольга Викторовна, подойдите пожалуйста к нам, срежьте несколько зеленых стрелок помойте их и порежьте нам на тарелочку.
Наблюдение за выросшим луком через 14 дней.
Цель: Продолжать закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке. О внешнем виде и его характерных особенностях. Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы. Продолжать воспитывать правильное отношение к здоровью, как поддерживать его весной с помощью полезных веществ, которые содержаться в зелёном луке.
Ход наблюдения:
Дети готовятся к обеду раздаётся стук в дверь входит бабушка.
Б. :- Здравствуйте ребята!
Д. :- Здравствуй бабушка!
Б. :- Я как и обещала пришла к вам в гости, чтобы посмотреть как вы за моим луком ухаживаете?
В. :-Бабушка мы очень рады видеть тебя, проходи, присаживайся на стул и вы, ребята, присаживайтесь, а вот и наш лук. Ребята, расскажите бабушке как мы ухаживали за луком.
Д. :- поливали.
В. :- Правильно, поливали, следили, чтобы ящик с луком всегда на солнышке стоял.
Что произошло с луком?
Д. :- У него выросли длинные, зеленые стрелки.
В. :- Правильно, а у той луковицы которую бабушка посадила выросли стрелки?
Д. :- Нет, потому, что бабушка неправильно посадила луковицу, донцем вверх.
В. :- Молодцы! Бабушка, но мы лук сажали не только в землю но и в банку с водой, посмотри луковица в банке тоже выросла, а мы с ребятами наблюдали и зарисовывали как она росла. Хочешь посмотреть, что у нас получилось?
Б. :- Конечно хочу! Показывайте.
В. :- Этот рисунок мы сделали в первый день, когда посадили луковицу, этот через неделю и зарисовали появившиеся короткие корешки и зеленые стрелки, а сейчас что будем зарисовывать? Расскажите как наша луковица выглядит сейчас? Заметны ли изменения?
Д. :- Корешки стали длинные выросли до дна банки и стрелки выросли еще больше стали длиннее.
Б. :- Конечно произошли, вон какие корни длинные стали, и стрелки тоже длинные.
В. :- Правильно, молодцы! Где мне корешки зарисовать напомните?
Д. :- Из донца.
В. :- А стрелки?
Д. :- Из верхушки.
В. :- Правильно, молодцы! Какие стали стрелки?
Д. : -Длинные.
В. :- Вот и вырос наш с вами лук. Зачем мы лук растили?
Д. :- Чтобы его кушать.
В. :- Правильно! Зачем нужно кушать зеленый лук?
Д. :- Чтобы не болеть!
В. :- Почему мы не будем болеть, если будем кушать лук?
Д. :- В нем много витаминов полезных для здоровья.
В. :- Ольга Викторовна, подойдите пожалуйста к нам срежьте зелёный лук, помойте его и порежьте на тарелочку, ребята сейчас будут обедать и покушают лук. Бабушка мы приглашаем тебя к нам на обед.
Б. :- Спасибо вам ребята за приглашение, но меня дома дедушка ждет на обед, мне пора.
В. :- Бабушка, вот возьми пучок лука – это вам с дедушкой к обеду.
Б. :- Спасибо, до свидания.
В. :- Ребята, идем мыть руки и за столы!