Ирина Михалевич
Организация деятельности театрального кружка в рамках работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация деятельности театрального кружка в рамках работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в свете ФГОС в условиях детского дома. В помощь молодому специалисту».
Автор: учитель-логопед Михалевич И. Н.
Список ключевых слов: театрализация, развитие психических процессов, воспитание, социализация, ФГОС.
Публикация «Организация деятельности театрального кружка в рамках работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в свете ФГОС» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Аннотация: в статье представлен опыт работы по организации деятельности театрального кружка в рамках работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС, обозначены ключевые этапы работы, в которых описаны первые неудачи и заслуженные победы.
Как давно вы были в театре? Далеко не каждый человек ответит на этот вопрос сразу. К тому же цены на билеты стали заоблачными. И это если говорить о тех населенных пунктах, где имеются театры или хотя бы театральные студии. Поэтому не удивительно, что наши воспитанники, еще несколько лет назад, на вопрос: «А вы были в театре?», все отвечали отрицательно. Зачем мы говорим о театре? А потому что сегодня воспитанники нашего дома «бывают в театре» как минимум три раза за год, приходя на спектакли к маленьким актерам.
В настоящее время выпущено много работ, описывающих благодатное влияние сказок на развитие личности ребенка в целом. Нам бы хотелось поделиться своим положительным опытом работы. Опытом работы нашей театральной студии «Золотой ключик», так гордо мы называем себя и место, где вместе с воспитанниками разучиваем сценарии и готовим для показа сказки.
В нашем детском доме, как и в любом подобном, проживает огромное количество воспитанников с нарушениями речи. Это проявляется не только в неправильном произношении звуков, но и в нарушениях грамматического строя речи, скудности лексического запаса, сильно страдает и просодическая сторона речи. Выявленные факты побудили меня к поиску таких форм работы, которые помогли бы нашим воспитанникам успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Выбор пал на приобщение детей к чтению и инсценировке сказок. Ведь сказки это уникальный материал для развития речи, логического мышления, воображения, внимания и памяти. А их театрализация позволяет развивать речь воспитанников не только на логопедических занятиях, но и в повседневной жизни.
Театрализация в полной мере позволяет выстраивать работу в соответствии с основными задачами, на которые направлен современный ФГОС дошкольного образования :
- разработанная программа помогает обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательной Программы учреждения с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников;
- чтение и обсуждение сказок (поступков героев, победы добра над злом и др.) способствует укреплению психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанника;
- знакомство с писателями, их биографией и творчеством, а также известными детскими художественными произведениями помогает решить задачу преемственности основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
- мир театра позволяет развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (актер играет роль, художник рисует декорации, певец поет заключительную песню, танцор выступает на балу);
- театрализация позволяет объединить в единый процесс обучение и воспитание, на примере сказок знакомит с принятыми в обществе правилами и нормами поведения человека, семьи, общества, способствует воспитанию социокультурных ценностей;
- репетиции и выступления способствуют развитию у воспитанников самостоятельности, ответственности, навыков самоконтроля, что является неотъемлемой частью формирования предпосылок учебной деятельности;
- использование в репертуаре эвенкийских сказок (90 % наших воспитанников - эвенки) позволяет учитывать этнокультурную ситуацию развития детей.
Театрализация – трудоёмкий процесс, как для воспитанников, так и для педагога. Сначала мы читаем произведение, обсуждаем героев и их поступки, а затем в течение учебной четверти готовим для показа. Каникулы - самое удобное время для представления.
В процессе подготовки спектакля и преодоления первых трудностей были выделены основные моменты, которые помогали выстраивать работу наиболее эффективно :
1. Представления должны проводиться систематически, обязательно на каждых каникулах. Это помогает четко обозначить период подготовки и распланировать время на то, чтобы выучить роли, обозначить репетиции, подготовить костюмы, реквизит, декорации.
2. Привлечение всех желающих воспитанников. В ходе первых репетиций я не назначала авторитарно детей на роли, а спрашивала у них, кто желает участвовать и кто кем хочет быть. Желающих оказалось достаточно, но это только сначала. На первых порах не все получалось, текст дети знали, но ведь кроме слов необходимо выполнять еще и определённые действия, вот что было очень трудно. Кроме того, у многих пропадала громкая речь. Ребят приходилось поправлять, на что некоторые обижались и отказывались участвовать. Но время шло, интерес воспитанники проявляли все больше, особенно после нашего первого выступления. Дети стали соглашаться на любую роль, а моя задача была распределить роли в соответствии со способностями детей: кто может запомнить более длинный текст, кто эмоциональнее передаст характер того или иного персонажа, кто больше соответствует герою по внешнему виду и своему характеру. Когда ребёнок на первых порах может выучить только две-три строчки, он получает маленькую роль, но участие его в спектакле - одно из непременных условий моей работы. Подготовка костюмов и декораций позволяет привлечь детей, которые не задействованы в постановке, но проявляют огромное желание принять участие.
3. Совместная работа логопеда, музыкального работника и воспитателя. Тренировка дикции на материале коротких, забавных, живых, познавательных, очень весёлых стихотворений-образов способствует речевому и личностному развитию детей. Ожидаемый результат - свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Большую помощь в подготовке всех мероприятий оказывает музыкальный руководитель. Мы совместно подбираем музыку. Сначала мы старались использовать только классическую музыку («Турецкий марш» Моцарта для выхода главной героини в постановке «Муха-Цокотуха», считая, что слушание и восприятие такой музыки оказывает положительное влияние на психику воспитанников, успокаивает, расслабляет, воспитывает эстетический вкус. Теперь мы представляем не только русские и эвенкийские народные сказки, но и произведения других народов, поэтому для постановки используем музыку, костюмы и декорации, отражающие самобытность разных народов. Воспитатели помогают малышам выучить слова, а также подготовить костюмы, реквизит и декорации.
Театрализация позволяет добиться высоких результатов в плане развития детей дошкольного возраста :
- ребята с большим удовольствием принимают участие в любой инсценировке, исполняют любую роль, понимая, что это только роль на сцене, а не их личностная характеристика. Это оказывает огромное значение в формировании адекватной самооценки воспитанников;
- речь детей получает более эмоциональную окраску, значительно расширяется активный словарь;
- результаты проведенной работы находят отражение в других видах деятельности : в играх, занятиях, общении;
- при выполнении поручений ребята становятся более ответственными, дисциплинированными;
- данная работа оказывает большое влияние на развитие у детей диалогической и монологической речи, её выразительности и произносительной чёткости;
- подбор специальных стихов, песен позволяет быстрее автоматизировать поставленные звуки;
- выполняя задачу по социализации воспитанников, мы не ограничиваемся стенами нашего учреждения, а принимаем участие в конкурсах театрального творчества на муниципальном, районном, региональном и всероссийском уровнях.
Сейчас актерами в сказках хотят быть воспитанники, которые не посещают логопедические занятия, а еще ребята сами предлагают сказки для постановок.
Очень хочется сказать и о собственных эмоциях и переживаниях. Когда впервые начинаешь заниматься новым делом, возникает вопрос «А получится ли?». Начинаешь анализировать свои собственные ресурсы, понимаешь, что многому придется научиться. Но, как говорится, «Дело мастера боится». Ты учишься вместе с детьми и открываешь для себя много нового. И здесь и страх, и радость, и отчаяние, и удивление и целая гамма различных эмоций. Но все отрицательные эмоции гаснут, когда ты видишь результат. Особенно запоминаются моменты, когда зал полон зрителей, а мы, настоящие артисты, притаились за кулисами, боимся, волнуемся, радуемся, переживаем, но все это я читаю только в глазах детей, ведь настоящие артисты знают, что за кулисами разговаривать нельзя, потому что нас может быть слышно зрителю. И когда маленький артист собирается с силами, выходит один на сцену, исполняет роль, уходит за кулисы, крадется на цыпочках к тебе, порывисто обнимает и говорит: «Вы знаете, я так боялся!», а сам улыбается и торопливо берет реквизит, ведь ему некогда, надо опять выходить на сцену, вот тут ты испытываешь самое настоящее счастье и гордость. Ну а после выступления наступает время счастливых объятий и вкусного чаепития, и мы, как большая дружная семья, все обсуждаем, делимся впечатлениями, строим планы.
Особая ценность театрализации еще и в том, что она позволяет педагогу выстраивать работу в соответствии с одним из главнейших требований ФГОС, давая возможность находиться рядом с ребенком, направлять, а не диктовать и указывать, тем самым, давая ему возможность для саморазвития. Ведь вся кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей – это, прежде всего, игра, от которой они получают только радость и удовольствие. Увлекательность, образность, эмоциональность сказки и происходящее в ней волшебство полностью захватывает детей, дает веру в то, что чудеса на свете есть, а желания могут исполняться.
Антон Семенович Макаренко сказал: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом». Мы считаем, что театрализация является одним из тех живых примеров, который воспитывает ребенка. Создавая постановки в течение нескольких лет, соглашаешься с тем, что некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, другие - меньшим, но даром эти отмечен каждый.