МААМ-картинки

Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса

Татьяна Гребенюк
Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса

Раздел 1.

Автор проекта: Гребенюк Татьяна Алексеевна

Должность: музыкальный руководитель

Предмет: музыка

Стаж педагогической деятельности: 9 лет

A-mail : Tanya.muz.kz@mail.ru

Предметная область: творчество

Ключевые слова: актёр, творчество, импровизация, развитие речи, культура

Актуальность: Современная программа образования требует максимальной активизации творческого потенциала дошкольников. Ничто так не раскрывает этот потенциал лучше, как сказки. Они побуждают ребёнка к творческой деятельности, импровизации сначала в сотворчестве с родителем, воспитателем, а затем и самостоятельно, где дети учатся искусству драматизации и развивают правильное произношение и выразительность речи. В настоящее время, исходя из наблюдений специалистов-дефектологов, речевые проблемы встречаются у 80% детей, приходящих в ДОУ. По мнению специалистов сказки не только развивают, а ещё и знакомят с окружающим миром и ненавязчиво воспитывают. Сюжеты сказок воздействуют на восприятие, развивают воображение ребёнка. Одновременно прививают ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. К тому же театр – это синтез искусств.

Публикация «Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса» размещена в разделах

Оригинальность идеи проекта состоит в том, что дети начинают путь к детскому театру с двух лет (настольный и пальчиковый театр, а заканчивают к 6 годам постановкой спектакля собственного сочинения, придумывая к нему костюмы, атрибуты, афиши, песни, танцы. Безусловно, это проходит под контролем музыкального руководителя. Он – наставник. В подготовке спектаклей поощряется помощь родителей детям (их совместная работа).

Цель:

- формирование креативных и творческих качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способностей ребёнка средствами театральной деятельности;

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

- раскрытие ценности сотворчества детей и родителей.

Задачи:

1. создание эмоционального комфорта.

2. формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчиняя сказку основной мысли.

3. Формировать представление о театре, его профессиях, актёрском искусстве.

4. Ознакомление с правилами поведения в учреждениях культуры.

Участники: дети дошкольного возраста с 2 до 6 лет, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, воспитатели, логопед, языковеды.

Описание: 2-3 года: настольный и пальчиковый театр (линейный сюжет сказок, потешки, стихи) – развитие монологической и диалогической речи. Музыкальные игры.

3-4 года: театрализованные игры, миниатюры, малые драматизации (линейные сказки и их вариации).

4-5 лет: драматизации, театрализованные игры, вариации сказок, театр песни и танца. Кукловождение.

5-6 лет: спектакли, мюзиклы, театрализованные игры, театр песни и танца, собственные постановки, сочинение песни.

Используется технология проектной деятельности: игровая, творческая. По характеру содержания включает ребёнка и его семью, общество и его культуру. По характеру контактов осуществляется внутри группы и ДОУ. По продолжительности долгосрочный проект. Использование ИКТ: презентации, видеоматериал, подбор музыкального оформления. Здоровьесберегающая технология: сказкотерапия, музыкотерапия, ритмопластика.

Раздел 2.

Целевые ориентиры.

Ожидаемые результаты:

1. Научится проявлять эмоции в роли, оформлять мысль небольшого объёма, вести диалог в различных игровых ситуациях.

2. Участвовать в обсуждении прослушанного произведения; осознавать сущность поведения героев. Самостоятельно делать выводы, ориентироваться в нравственном содержании литературных произведений.

3. Создавать собственный текст мини-сказок, песен, костюмы, атрибуты.

4. Сформирует волевые черты характера, реализует творческие потребности, пополнит и активизирует словарь, улучшит речевую память.

Мониторинг результативности (эффективности) можно проводить по следующим индикаторам и методам:

Может водить куклу и вести монологическую и диалогическую речь от лица куклы. (наблюдение)

Эмоционально передаёт характер персонажа (наблюдение)

Движется в соответствии с образом персонажа (наблюдение)

Может придумать собственный вариант развития сюжета сказки (эксперимент)

Называет театральные профессии (опрос)

Применяет все культурные навыки поведения в театре (наблюдение)

Использует элементы одежды, придуманные им, или совместно с родителями для выбранного персонажа. (наблюдение)

Участвует в разработке афиши и изготовлении атрибутов. (эксперимент)

Придумывает мини-сказки (эксперимент)

Придумывает слова к песне эксперимент

Применяет полученные навыки в свободной деятельности (наблюдение)

Передаёт образ персонажа в импровизации мелодии на музыкальном или шумовом инструменте (эксперимент)

Критерии оценки:

3 балла: выполняет

2 балла: не всё выполняет

1 балл: не выполняет

Эксперимент проходил в группе «АБВГдейка» с 2012 по 2016 учебный год обучения. Количество детей: 27 человек. В процессе обучения были выявлены 6 человек с опережающим уровнем развития. 80% детей повысили речевой и музыкальный уровень до высокого. Эксперимент показал эффективность данного проекта. Дети стали раскрепощёнными, имеют в активном словаре большой запас слов. Могут излагать мысль и логически её завершать, рассуждать. Проявляют высокий интерес к театру и музыкальному исполнительству. Многие дети поступили в музыкальную школу и школу искусств на отделения: вокальное, театральное, инструментальное.

Раздел 3.

«Сказка каждому нужна, сказка каждому важна…».

Каждый музыкальный руководитель в своей деятельности, так или иначе, обращается к театральной деятельности дошкольников. Ведь это самый яркий и интересный способ развития творческих и речевых способностей детей. Исходя из потребностей речевого развития дошкольников, в детском саду-ясли «Айглек» в 2012 году педагогическим советом был принят долгосрочный проект «Рождение сказки». Почему мы выбрали сказку? Потому что именно сказка может ненавязчиво воздействовать на детей и развивать их психологические, речевые и творческие способности. На сегодняшний день я руковожу данным проектом.

Таким образом, весь педагогический коллектив начал единую последовательную работу. В первую очередь, были проведены мастер-классы и семинары по сказкотерапии и театрализованной деятельности дошкольников, где у педагогов раскрывался их актёрский и режиссёрский потенциал. Далее были освоены способы изготовления различных видов театра, начиная с настольного и заканчивая бутафорией драматического театра.

После этого началась тесная работа с родителями. Во всех групповых комнатах были с помощью родителей обновлены и дополнены уголки сказок. Были изготовлены ширмы для самостоятельных обыгрываний сказок детьми. На занятиях по лепке и изодеятельности изготавливались детьми куклы настольного театра, чтобы на уроках развития речи дети могли пофантазировать с новыми персонажами сказки.

Самое главное, в этой деятельности важно было учесть физиологические особенности восприятия сказок. Дети сначала учатся через потешки, поговорки, пословицы и скороговорки сопоставлять речь с движениями. Это ярко используется в ритмических, пальчиковых играх. Сказки следует использовать лишь с линейным сюжетом, который легко проследить. Например «Колобок». В силу этих особенностей, в первой младшей группе мы начали театральную деятельность с показа настольного театра. Дети с удовольствием водили игрушки по столу и пытались повторить слова героя сказки. А во время пропеваний потешек, выполняли простые действия мелкой или крупной моторики, или пластические движения: зайчик прыгает, медведь переваливается с ноги на ногу и т. д.).

Со второй младшей группы мы начинаем вводить элементы драматизации. Используем простые этюды, фрагменты известных сказок. Изучение сюжетной линии сказки проходит на всех занятиях. Например: Сказка «Лиса и заяц». Сначала воспитатель выразительно читает эту сказку детям, меняя тембр голоса в зависимости от персонажа. Затем, используя иллюстрации к сказке, либо игрушки настольного театра, дети пытаются вспомнить и воспроизвести текст сказки. На уроке изодеятельности, дети пытаются изобразить в рисунке полюбившихся персонажей. На занятии казахского языка дети учатся правильно произносить названия животных и птиц из сказки. Далее на уроках музыки дети изучают пластику движений, поют песенки о главных персонажах сказки, придумывают новых персонажей (кто ещё пытался испугать лису). При этом можно предложить изобразить тех же персонажей на любом им знакомом музыкальном или шумовом инструменте (импровизация мелодии).

В группах среднего возраста дети в театрализованных играх изучают жесты, мимику, пластику, речевое дыхание. Уже сами пытаются сочинять простые сказки, рассуждать о поступках главных героев. Можно с ними пофантазировать: если бы персонаж сказки был не злым, а добрым, как наша сказка бы прозвучала? (Дети придумывают новый поворот сказки).

В нашем саду практикуется показ авторских сказок детского театра другим возрастным группам. Например, на одной неделе сказку сочиняет и готовит к показу средняя группа, а на следующей неделе сказку готовит к показу старшая группа. Причё м сказки могут быть разного вида: от настольного до драматического. В это время очень важна работа логопеда по постановке звуков, интонации речи.

Дети старшей и средней группы сами продумывают оформление сказки, костюмы. Педагог их может лишь скорректировать в каком-либо направлении. Часто в подготовке костюмов нам помогают родители.

При постановке детского авторского спектакля важно дать детям самим придумать, что будет на сцене из бутафории и с чего начнутся действия персонажей на сцене. Педагог лишь должен позаботиться о том, чтобы сцена не была излишне перегружена.

Исходя из опыта работы, я могу с уверенностью сказать, что это работа очень продуктивна. Дети, изначально психологически зажатые, раскрываются порой удивительно интересно и вырастают к старшему возрасту в настоящих «звёздочек» своей группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первая авторская сказка наших ребят. Премьера спектакля состоялась в апреле 2016 года.

Весёлые приключения в лягушачьем царстве.

Шла по лесу лягушка и нашла семечко. Решила она посадить его. И выросло из семечка яблоня. Сорвала лягушка яблочко, откусила кусочек и превратилась в клоуна. Сорвала ещё яблочек и начала ими жонглировать.

Из-за яблони вышла фея и начала танцевать ча-ча-ча.

Тут собрались ребята и начали петь смешную песенку «Дело было в январе».

В лесу неподалёку от лягушачьего дворца, жили лягушка с лягушонком и лисом, которого когда-то спасли солдаты лягушачьего царства в болоте. Однажды кто-то на пороге их дома оставил корзинку с конфетами. Увидел корзинку лис и побежал скорее звать лягушку.

Лис. Пойдём скорее домой, там такое-такое!

Прибежали они домой, а от конфет одни фантики остались.

Лис. Куда делись конфеты, ничего не понимаю.

Заходят они в дом и видят, сидит лягушонок и рот утирает рукой.

Лягушка. Ну, хоть одна конфеточка осталась? Давай поищем.

Искали-искали. Вдруг лис что-то почувствовал под ногой.

Лис, поднимая ногу. Смотри, конфета!

Разворачивают фантик, а там семечко.

Лягушка. Давай его посадим у нас перед домом.

Пошли во двор, посадили зёрнышко в землю.

Лис. Водой нужно полить. Поливает. Другое дело!

Лягушка. Пока дерево растёт, пойдём по лесу прогуляемся.

Шли они по лесу, видят полянка с цветами.

Лягушка. Давай настрижём цветов. Дома в вазу поставим.

Смотрит лис в свой рюкзак, а там дыра. Пока они по лесу гуляли, всё выпало. Искали они, искали… Не могут найти. Вдруг видят, выходит к ним маленький волшебник.

Волшебник. Я попробую вам помочь. Но я только учусь. Сейчас ваши вещи окажутся дома! Эники-беники, фуфты-муфты, абакум!

Лиса и лягушка поблагодарили волшебника и побежали домой. Смотрят, а все вещи лежат в сундучке и лягушонок на нём сидит и ножками болтает. Обрадовались лиса и лягушка, и с лягушонком весело затанцевали.

Жарко стало всем от танца, выбежали они на улицу, а там… Бо-о-ольшое конфетное дерево выросло, до самых облаков.

Лис. Вот это да! Теперь нам конфет на весь год хватит! И гостей угостить сможем.

Лягушка несёт корзинку с конфетами и говорит зрителям.

Лягушка. Угощайтесь все!

Публикации по теме:

«Формы и средства позитивной социализации воспитанников в условиях событийной организации образовательного процесса» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для.

Взаимодействие детского сада и семьи через НОД с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего доклада: «Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно образовательную деятельность.

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2016–2017 учебный год Дата проведения: май 2017г. Подготовила: Грузинова Т. И., воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда. Списочный состав группы:.

Сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии. Итоговый проект «Вместе мы сможем многое» Итоговый проект «Вместе мы сможем многое» представлен на заседании №5 ШСП "Психология" для педагогов-психологов ДОУ г. Братска Описание.

Конспект родительского собрания на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Конспект родительского собрания на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Цель: Заинтересовать родителей.

Педагогический проект «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «8 марта» в условиях введения ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Новосёлки Мелекесский район.

Предметно-пространственная среда детского сада как часть образовательного процесса дошкольников. «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» - эти слова помнит каждый, чьё детство пришлось на 60-70 г. г. прошлого столетия. А.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса
Опубликовано: 10 октября 2017 в 20:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД