оксана анпилова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении обеспечены условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, эффективно используется современные образовательные технологии в воспитательно-образовательном процессе.
Деятельность по здоровьесбережению детей в дошкольном учреждении начинается с изучения состояния здоровья и развития детей.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Мониторинг осуществляется в соответствии с содержанием диагностической программы по изучению эффективности здоровьесберегающей образовательной среды и служит основным методом контроля эффективности развития, воспитания, обучения и оздоровления детей.
Диагностическая программа включает значительное число участников: медицинских работников, воспитателей и специалистов детского сада.
Данные диагностики заносятся в комплект документов, позволяющий оперативно отслеживать процесс и динамику состояния здоровья ребенка. В комплект входят три паспорта здоровья:
паспорт здоровья дошкольников;
паспорт здоровья возрастной группы детей;
паспорт здоровья воспитанников детского сада.
На основании целостного видения воспитанника, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего состояния здоровья разрабатывается стратегия оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Составляется и осуществляется индивидуальный план лечебно-оздоровительной работы для детей «группы риска», групповой для интенсивной профилактики и реабилитации.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение в детском саду позволяет объединить сотрудников в решении задач оздоровления и развития детей, преодолеть узкоспециализированные подходы к сохранению и укреплению здоровья воспитанников и реализовать принцип пересечения в создании комплексной физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении.
Для этого в детском саду созданы специальные помещения с функциональным оборудованием:
физкультурный зал;
спортивная площадка на участке детского сада;
футбольная площадка;
игровые территории с крытыми верандами для каждой возрастной группы.
В организации физкультурно-оздоровительной деятельности четко выделяются следующие структурные компоненты:
1. общая развивающая работа;
2. профилактика заболеваний в период межсезонья и гриппа;
3. лечебно-оздоровительная работа;
4. профилактика отклонений в физическом развитии;
5. создание благоприятного психологического климата, совершенствование форм организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей;
6. раннее валеологическое образование;
7. просвещение родителей.
В общей развивающей работе основной акцент сделан на организацию физического воспитания в соответствии с принципом оздоровительной направленности.
Физкультурные занятия с детьми организуются в соответствии с лечебно - профилактической работой.
Занятия ориентированы на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (60% движений, составляющих содержание физического занятия – циклические, регулярно проводятся на свежем воздухе.
Физкультурные занятия строятся с учетом интересов и возможностей каждого ребенка и проводятся в разных модификациях:
занятия обычного типа (классический вариант);
игровые занятия (на основе подвижных, оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов);
прогулки-походы;
сюжетно-игровые занятия;
занятия, построенные на танцевальном материале;
занятия – тренировки;
занятия на спортивных комплексах и тренажерах.
Для эмоциональной разрядки детей на физкультурных занятиях используются специальные оздоровительные игры
В каждой возрастной группе есть спортивный уголок с функциональным оборудованием, которое используется при проведении утренней гимнастики, гимнастики после сна для выполнения упражнений на укрепление мышц спины, шеи, свода стопы.
Повышение эмоциональной насыщенности пребывания детей в дошкольном учреждении осуществляется через проведение:
ежемесячных праздников и «Дней здоровья»;
занятия в игровой форме;
каникул в нетрадиционной форме, с использованием развлечений, спортивных праздников, праздников на воде.
Для профилактики заболеваний в период межсезонья и гриппа в дошкольном учреждении используется система закаливания детей.
Схемы закаливания детей каждой возрастной группы составлены с учетом принципа постепенного расширения зоны воздействия и увеличения времени воздействия. В них вошли:
контрастные воздушные ванны (с постепенным понижением температуры воздуха);
игры с водой;
топтание на мокрой дорожке;
солевые дорожки;
контрастные обливания под душем, после плавания в бассейне;
В образовательный процесс детского сада внедрена система обучения детей основным способам дыхания:
регулированному;
поверхностному;
грудному;
дыханию животом;
смешанному;
задержке дыхания.
Регулярно проводятся дыхательная гимнастика, точечный массаж по ускоренной схеме, направленный на профилактику заболеваний, оздоровительный бег для детей старшей и подготовительной групп.
Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:
витаминизация третьих блюд (45-50 миллиграмм витамина «С» ежедневно);
прием кислородного коктеля;
обеспечение чистоты групповых помещений
Используют систему защитных мер для предупреждения распространения простудных заболеваний в детском саду:
смазывание крыльев носа ребенка оксалиновой мазью;
ингаляции с лечебными растворами (календула, ромашка);
мыльные аппликации носовых ходов и т. п.
Для организации лечебно-оздоровительной работы в детском саду есть медицинский кабинет.
Материально–техническая база, наличие квалифицированных кадров позволяют оказывать системную лечебно-оздоровительную помощь детям, проводить оздоровительную работу с детьми после острого заболевания.
Для профилактики отклонений в физическом развитии детей в дошкольном учреждении введен оптимальный двигательный режим, организованная учебно-игровая деятельность сочетается с самостоятельной деятельностью детей, прогулками, развлечениями, играми, отдыхом, групповым общением. Непосредственно образовательная деятельность, связанная с двигательной активностью чередуются с деятельностью требующей статического и зрительного напряжения.
Деятельность ребенка построена с учетом динамики работоспособности, обязательно используются физкультминутки со специальным комплексом упражнений для глаз, динамические паузы, обеспеченны единые подходы к организации питания, сна, прогулок на свежем воздухе, соблюдению санитарно-гигиенических мер.
Групповые помещения имеют достаточную освещенность, мебель подобрана в соответствии с ростом детей. Для каждой возрастной группы разработана и реализуется система мер, направленная на предупреждение сколиоза, плоскостопия. При необходимости проводится оздоровительная физкультура.