Елена Жиангулова
Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила: Жиангулова Е. Н
воспитатель высшей категории
2021 г. Челябинск
Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В детстве любят все играть
Окружающий мир изображать…
Каждый родитель хочет для своего малыша только хорошее. Он хочет, чтобы его малыш вырос самым-самым, т. е. и умным, и сильным, и красивым, и добрым, и успешным.
Публикация «Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, и, конечно же, развивает чувство юмора.
Игровая деятельность занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста : в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова).
Многие педагоги имеют свое мнение о игровой деятельности детей. Например, у Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной находим: «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры»
А. В. Петровский же говорит, что деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности – ее направленность на определенный результат, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности. Многие авторы выделяют три основные вида деятельности : игровую, учебную и трудовую. «Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей.
Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами.
Старший дошкольный возраст -это важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
На данном возрастном этапе игра достигает своего расцвета и характеризуется высоким уровнем развития. Этому способствует:
• Развитие мышления и воображения.
• Игровая ситуация, моделируемая детьми.
• Расширение детского кругозора, развитее интереса к окружающему миру
• Использование атрибутов для развития знаковой функции (символы).
• Освоение коммуникативной культуры.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. Сюжетно-ролевые творческие игры. 2. Игры с правилами.
Создаются игровые комнаты, задействуются музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
• Игры с производственной тематикой;
• Театрализованные игры;
• Игры на бытовые темы;
• Игры-забавы и развлечения.
Так же хочется отметить игры с правилами, к ним относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настольно - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
Для того, чтобы развить социально-игровой опыт у детей необходимо:
1. Учет интересов и желаний детей.
2. Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.
3. Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
4. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
5. Грамотное управление игровой деятельностью : проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.
Важную роль играет воспитатель: он должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, опереться на чувства, использовать юмор, поддержать инициативу.
Именно игра делает обучение старших дошкольников интересным и желанным занятием. Это его главная деятельность и, конечно же, игра выступает как инструмент всестороннего развития ребенка. Правильно применяя игровые моменты, можно свести на нет любой каприз, любую ситуацию направить к лучшему результату.
Игры старших дошкольников приобретают характер совместной коллективной деятельности. Дети этого возраста объединяются в подгруппы на основе привязанностей, симпатий и интереса к теме игры. Количество участников может быть до 10-15 человек (чаще 3-5). При выборе ролей старшие дошкольники ориентируются на их значимость для развития общей игры, характеристики героев. Время игр - от 30-40 мин до нескольких дней.
Старшие дошколята стремятся реализовать себя в роли изображаемого героя. Они создают игровой образ, используя все возможные средства выразительности. Дети этого возраста стремятся довести роль до логического завершения, что является важным. Однако тематика и содержание интересующих детей игр часто требует большего количества участников, нежели имеющихся в игровой подгруппе. Отсюда направление работы - обучение умению изменять роль и ролевое поведение по ходу игры в зависимости от содержания новой игровой ситуации.
Дети самостоятельно могут устанавливать правила в сюжетно-ролевой игре. Эти правила они берут из повседневной жизни. Например, «Водитель автобуса», «Парикмахер», «Больница», «Магазин» и т. д.
Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.
По мере взросления ребенка и развития у него фантазии игры становятся все более увлекательными и многообразными - так что не исключено, что нам взрослым захочется поучаствовать в них на правах партнера!
Список литературы
1. Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1982. - Режим доступа: 3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
2. .Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
3. Энциклопедия – М. : Эксмо, 2011.- 240 с. : ил. - (Ребенок. Развивающие игры).