ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Организация лего-конструирования с детьми разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация Лего-конструирования с детьми разного возраста
Про Лего-конструкторы сегодня знают и педагоги, и родители. Педагоги- практики дошкольного образования (Г А. С. учанова, В. В. Рябцев) называют Лего-конструирование одной из эффективных методик развития детей ([1], [4]).
Приоритетными особенностями Лего-конструкторов являются «широкие технические характеристики; многофункциональность; эстетический внешний вид; возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [2, с. 1].
Публикация «Организация лего-конструирования с детьми разного возраста» размещена в разделах
Поэтому детям нравится играть с Лего, использовать его на занятиях, участвовать в различных конкурсах. Собирание фигурок из деталей Лего стимулирует развитие перцептивных и интеллектуальных способностей детей. Лего незаменим для развития остроты зрения, выработки сенсорных эталонов цвета, формы и величины, совершенствования тактильных навыков, укрепления мелкой моторики пальцев рук.
Наблюдения за конструированием детей из Лего, проведенные В. В. Рябцевым, показали, что «дети пробуют установить, на что похож предмет, и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи на глаз. Они развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе» [4, с. 9].
Ассортимент Лего-конструкторов очень разнообразен. Это делает возможным организацию занятий с детьми разного возраста, решая при этом множество педагогических задач. Эти задачи зависят от уровня развития детей и их возраста.
В образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста обычно используется Лего-конструктор «Дупло». Это конструктор с крупными деталями и простыми соединениями.
Из деталей «Дупло» малыши конструируют элементарные постройки (забор, домик). Соединение между собой деталей укрепляет мелкую моторику, способствует координированной работе в системе «глаз - рука». Дети тренируются выбирать из нескольких деталей деталь нужного цвета, формы, величины. Очень важно, чтобы взрослый побуждал детей в ходе конструирования произносить названия деталей. Это обогащает словарь новыми словами, ребенок приобретает опыт согласования слов в речи (забор синий, дорожка зеленая и т. д.).
Если в младшем дошкольном возрасте дети освоили то, о чем говорилось выше, то в среднем дошкольном возрасте педагогические задачи в ходе Лего-конструирования усложняются. Детям уже можно предлагать детали среднего размера, которые соединяются по более сложным схемам. Дети переходят к конструированию с использованием Лего-карточек, цветных фотографий и картинок, демонстрирующих наглядные модели, по которым они должны выполнить постройку. Дети получают представления о симметрии, пропорциях, соотносят часть и целое. В этом возрасте активно развивается речь. Рассказывая о постройке или соединяя детали, дети используют в речи их названия.
В конструировании с детьми из старшей и подготовительной группы очень важно стимулировать техническое творчество. Для этого необходимо максимально разнообразить виды Лего-конструкторов, предлагать использовать мелкие детали со сложной техникой соединения. Дети этого возраста охотно и с интересом конструируют по чертежу и собственному замыслу, придумывают сказки про свои постройки и инсценируют их. Так они постепенно учатся самостоятельно решать технические задачи.
Педагогические условия развивающего воздействия Лего-конструирования были сформулированы Е. В. Фешиной [4].
1. Создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей сначала отдельные навыки конструирования, затем- конструкторские способности.
2. Включение Лего-конструировании в различные виды деятельности: образовательную, самостоятельную, игровую, театрализованную, совместную деятельность со взрослыми или другими детьми.
3. Организация Лего-конструирования на основе равенства и партнерства.
Таким образом, организация Лего-конструирования с детьми разного возраста постепенно усложняется по мере взросления детей, развития их способностей к конструированию. Обязателен учет возрастных особенностей детей и темпов индивидуального развития каждого ребенка. С детьми дошкольного возраста Лего-конструирование используется в комплексе разных видов детской деятельности, на основе их синтеза.
Список литературы
1. Гучанова, А. С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников / А. С. Гучанова // Молодой ученый. – 2019. – № 11 (249). – С. 238-240.
2. Лавкина, Н. Ю. [Текст] Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю. Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru.
3. Рябцев, В. В. [Текст] Лего - Конструирование : учебно-методическое пособие / В. В. Рябцев. – Сочи: ККОО ПМЦ Православная Кубань, 2018. – 164 с.
4. Фешина, Е. В. [Текст] LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. – М. : Сфера, 2011. – 345 с.