Виктория Гладштейн
Организация надомного обучения ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Организация надомного обучения ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Организация обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на дому является одной из действенных мер, обеспечивающих непрерывное образование и последовательную социализацию с самых ранних возрастных этапов и до наступления готовности к посещению образовательной организацией. Необходимость такого обучения возникает в силу того, что у ребенка с ТМНР при нахождении его в детском коллективе нестабильное состояние здоровья и высокая вероятность его ухудшения, а также по причине его неготовности к обучению в групповой и подгрупповой форме. Основаниями для организации обучения дошкольника с ТМНР на дому являются заключение медицинской организации (согласно перечню заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, приказ Минздрава России от 30.06.2016 г. №436н) и письменное заявление родителей (законных представителей).
Публикация «Организация надомного обучения ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
Цель: построить образовательный процесс для ребенка с ТМНР в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Задачи: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ТМНР: нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое, овладение учебной деятельностью.
Ожидаемые результаты: обогащение физических, эмоциональных и умственных возможностей ребенка и улучшение качества его жизни.
Нами было организовано обучение на дому ребенка старшего дошкольного возраста (7 лет).
Логопедическое заключение: Тяжелое множественное нарушение развития, дизартрия.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составлялся заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации на основе индивидуальной программы коррекционного развития (ИПКР). Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, с тяжелыми множественными нарушениями развития. ИПКР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ТМНР».
Целью реализации ИПКР является возможное обретение воспитанником таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни.
Коррекционная работа началась в декабре 2021 года. Занятия проводили педагоги Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №50 – учитель-логопед, психолог и воспитатель. Занятия проводились по договоренности с мамой ребенка, в первой половине дня. Заранее проводили переписку с мамой, о том, в какое время им удобнее принять нас на занятие. В утреннее время: с 8:00 до 9:00. Либо в обеденное время с 12:00 до 13:00. Условия оплаты были проговорены с заведующим детского сада, как дополнительная оплата индивидуальных занятий.
Форма работы: индивидуальные занятия. Занятия проводились два раза в неделю по 20-25 минут. За время обучения было проведено 20 очных и 18 дистанционных занятий. В августе 2022 года было принято решение продолжать коррекционную работу. Так как ребенок часто подвергался соматическим заболеванием и занятия проводились в дистанционном формате.
Содержание очных занятий:
1. Развитие моторики:
-Формирование жизненно необходимых практических двигательных умений;
-Коррекция и компенсация нарушений физического развития;
-Формирование усидчивости.
Упражнения, приемы и пособия:
- «Мячики» (хватание, сжимание мячей разного размера);
- «Пластилин» (разминание пластилина из мягкого материала);
- «Играем в кубики» (хватание и сжимание кубиков из мягкого материала).
2. Сенсорная стимуляция:
-Формирование предпосылок для различения окружающих предметов, умения их слышать, видеть, правильно воспринимать;
-Вызывание эмоциональных реакций посредством игр с песком, водой, бумагой, камушками.
Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Упражнения, приемы и пособия:
- Мячи Су-Джок (катание мячей руками)
- «Гладкий и колючий» (прикосновение пальчиков к гладким и шершавым, колючим предметам);
- «Водичка» (погружение пальчиков и руки в теплую и холодную воду);
- «Сухой и влажный песок» (прикосновение и погружение рук ребенка).
3. Бытовая самостоятельность.
-Формирование ощущения положения тела в пространстве;
-Развитие способности переживать собственную деятельность. Формировать кожную чувствительность.
Упражнения, приемы и пособия:
- Разрывание бумаги разного качества;
- «Хозяюшка» (оборудование: макеты выключателя, розетки, вилки, шпингалета, крючка);
- «Кнопочки, замочки» (застегивание и расстегивание кнопочек, замков, липучек).
4. Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация).
-Развитие понимания речи;
-Формирование средств общения, доступных детям с тяжелыми множественными нарушениями;
-Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок, символов;
-Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.
Упражнения, приемы и пособия:
- «Веселые песенки» (использование музыкальных инструментов для эмоциональных реакций);
- «Чудесный мешочек» (мешочек с наполнением фигурок с домашними животными, вынимаем фигуру из мешочка, сопровождение словами, фигурки в мешочке могут быть разными.
- «Сенсорная коробка» (прозрачная коробка наполненная, к примеру рисом, гречкой или фасолью, в ней спрятаны разные фигурки).
На дистанционных занятиях содержание работы было таким же, как и на очных занятиях, только мама ребенка выполняла инструкции и помогала проводить занятие.
Также проводилась работа с родителями: беседы, выдавались домашние задания, поддержка и стимулирование к работе.
С чем пришел ребенок, какой он был?
Ребенок пришел к нам неусидчивым, зажатым к незнакомым людям, привыкший видеть только свое близкое окружение. В контакт вступал с трудом. Мелкая, общая моторика нарушена – хватал предметы на короткий промежуток времени, мелкие предметы схватить не было возможности. Находится в сидячем и стоячем положении ребенок не мог. Состояние слуха и зрения соответствует норме. Удерживал взгляд на новом объекте. Двигательные функции артикуляционного аппарата ограничены, язык был малоподвижен. Активная речь сопровождалась лепетом. Понимание речи снижено, воспринимал только простые грамматические конструкции. Например, перед ребенком 4 стакана разных цветов, на просьбу «покажи зеленый стакан» ребенок проводил взглядом по всем стаканчикам и останавливал внимание на нужном.
Насколько у нас получилось, где были сложности. Чего не хватало нам, как специалистам.
Поставленные нами цели были реализованы, запланированные задачи решены. На всех занятиях использовались пальчиковые игры, лепка из пластилина, пластичный песок, игры со шнурками и пуговицами, колючие шарики (Су-джок, бумага для разрывания, теплая и холодная вода, гладкие камушки, шишки и музыкальные инструменты. Практика показала – чем больше задействовано каналов восприятия, тем больше ребенок заинтересован и лучше усваивает учебный материал. Самым сложным является проблема изоляции ребенка от социального окружения. Многие дети и взрослые не принимают таких детей в обществе, пугаются их и всячески избегают контакта. Также сложности были в том, что ребенок часто болел и нам не хватило знаний об использовании дистанционных образовательных технологий обучения с детьми с ТМНР. Так как это наш первый опыт обучения на дому, было недостаточно практики для такого непростого пути.
Результаты.
Но несмотря на это, после проделанного коррекционного маршрута было проведено итоговое педагогическое обследование ребенка, отмечена положительная динамика развития.
Представим результаты за весь период обучения ниже на рисунке.
Исходя из результатов, представленных на диаграмме, мы можем проследить динамику после реализации коррекционного маршрута. Ребенок стал лучше манипулировать предметами, подолгу удерживал их в руке, рассматривал, что свидетельствовало об увеличении концентрации внимания на предметах ближнего окружения. Психофизическое состояние улучшилось: ребенок стал усидчивее, появились выраженные эмоциональные реакции, стал спокойно реагировать на прикосновения к телу; мелкая моторика немного улучшилась - ребенок изо всех усилий старается сжимать рукой предметы и надолго удерживать их. Также появилось понимание изменения положения тела в пространстве. Был замечен большой интерес ребенка к занятиям с музыкальными инструментами, а также к занятиям с песком, пластилином и водой. Дифференциация теплой и холодной воды вызывала положительные эмоциональные реакции ребенка. Достигнутые результаты говорят о том, что мы на верном пути и можем дальше продолжать коррекционно-развивающую работу.
В заключении хотелось бы сказать, что для специалистов главное не навредить, заинтересовать и отдать максимально много усилий для того, чтобы ребенок маленькими шагами шел к развитию. Одним из важных моментов коррекционной работы с ребенком является включение его семьи в педагогический процесс, оказать им помощь и поддержку в воспитании ребенка с ТМНР, познакомить с современными педагогическими технологиями и обучить необходимым практическим навыкам.
Но для этого необходимо самим специалистам и воспитателям, осуществляющим очное и дистанционное обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, получать дополнительную консультативно-методическую поддержку.