Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности детей»

Татьяна Николаевна Лютая
Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности детей»

Роль взрослого в ведущей деятельности дошкольника определяется особенностями восприятия ребенком взрослого на разных возрастных ступенях развития и особенностями поведения взрослого в детской деятельности.

В возрасте до 3-х лет - взрослый для ребенка защитник, человек, обеспечивающий ему комфортное существование. Ребенка привлекает во взрослом доброжелательность, когда он его хвалит, поощряет, когда с ним взаимодействует как с партнером на равных. Ребенок доверяет взрослому.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация непосредственно образовательной деятельности детей“» размещена в разделах

В возрасте от 3 до 4 лет - взрослый для ребенка образец для подражания. Он посредник между ребенком и окружающей средой, помощник в парном взаимодействии. Ребенка привлекают совместные игры, действия на равных, уважение к себе. И ребенок, и взрослый проявляют лидерские тенденции. Взрослый для ребенка предпочтительнее сверстника. Он более интересен.

Для ребенка от 4 до 5 лет взрослый - носитель и источник знаний. Ему задают много вопросов, он разъясняет правила игр, правила поведения, оценивает действия и ситуации. Играя друг с другом, дети постоянно обращаются за помощью к взрослому.

Для детей от 5 до 6 лет взрослый - человек, оценивающий действия ребенка, его поведение. Ребенок нуждается не только в том, чтобы оценивали его действия («я так делаю или нет?», но и хочет, чтобы его замечали как личность, и не только замечали, а принимали как хорошую личность («я могу»). Любит взаимодействовать в микроколлективах, показывать себя в разных ролях.

Для детей от 6 до 7 лет взрослый, как периодически контролирующий, доверяющий самостоятельность. Ребенок высоко ценит это доверие, особенно когда доверяют ему по-настоящему, а «не понарошку». Формируется самоконтроль на основе доверия.

Вступая во взаимодействие с ребенком, строя отношения с ним в процессе игры, воспитатель должен учитывать и некоторые психологические моменты своего поведения. Вот некоторые из них.

Естественность поведения воспитателя.

Если воспитатель вступает в отношения с детьми, чтобы их научить действовать по некой заранее намеченной схеме - дети это очень быстро почувствуют.

Естественность - это не то, что «примеряется», а то, что проживается в момент установления отношений. Воспитатель должен понять себя, что он чувствует по отношению к детям, ситуации, уметь выразить свои ощущения, быть самим собой, естественным. Дети легко и быстро улавливают фальшь в поведении. Воспитатель должен быть сначала личностью, а потом педагогом.

Дети легко улавливают такие чувства воспитателя, как скука, нетерпение, скрытое осуждение или неприязнь к ребенку. Причем делают это с помощью чтения подтекста, невербальной коммуникации (тон, взгляд, мимика, поза, жест и пр.)

Если воспитатель испытывает напряжение от того, что ребенок что-то делает не так или не то, ребенок уловит напряжение и это может помешать дальнейшему общению.

Если воспитатель живо реагирует на один вид игры и неохотно на другой, ребенок отмечает это как одобрение или неодобрение.

Воспитатель, и не только он, а любой педагог, должны уметь и наблюдать детские игры. Делать это нужно незаметно для детей. Нужно как бы следовать за ребенком, не перемещаясь физически. Можно менять позу, наклоняться, наблюдать вторым зрением. Нельзя наблюдать детские игры в упор. Сюжетно-ролевая игра очень хрупкая деятельность и легко разрушается.

Теплая забота и принятие ребенка.

Воспитатель должен принимать ребенка в системе отношений таким, какой он есть. Трудного, сердитого, непокорного ценить так же, как и счастливого, покладистого, общительного. Теплая забота и принятие обеспечивают ребенку свободу и позволение быть собою в течение всей игры. В отношении к ребенку воспитатель все время как бы посылает ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть», а не «Я приму тебя, если.». Принятие вовсе не означает одобрения любого поведения ребенка. Некоторые виды поведения считаются недопустимыми и должны запрещаться. Но ребенок должен чувствовать теплое отношение, тогда он доверяет воспитателю. Быть рядом с ребенком - это больше, чем физическое присутствие.

Сенситивное понимание ребенка.

Это благоприятное для ребенка понимание его воспитателем.

Воспитатель редко стремится понять субъективный мир ребенка. Для этого нужно отодвинуть в сторону свои собственные переживания и сосредоточиться на личности ребенка, его опыте, его чувствах, мыслях.

Почувствовать личный мир ребенка, как будто это твой собственный мир, но, не утрачивая этого «как будто» - это и есть сущность воспитания.

Умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, понять и почувствовать его - трудное умение. Но когда ребенок чувствует, что его понимают, раскрывается, доверяется воспитателю. Устанавливается эмоциональный контакт. Любое чувство, которое испытывает ребенок, воспитатель признает законным и сопереживает с ребенком.

Если воспитатель хочет помочь ребенку, он должен установить с ним контакт на всех уровнях чувствования. Он должен осторожно прикоснуться к эмоциональному миру ребенка, услышать его мысли и картины, проходящие перед его внутренним взором. По реакциям воспитателя ребенок может понять, как глубоко он хочет его понять, признать, ребенок жаждет поделиться своими чувствами, своими тайнами без опасения быть отвергнутым.

Своим поведением, словами, тоном голоса, выражением лица, позой, всей своей личностью воспитатель должен показать свою его готовность слушать, чувствовать, ценить. Только тогда ребенок делает шаг навстречу. Как часто воспитатель, показывая ребенку свое участие в его проблемах, периодически отвлекается на других детей, теряя доверие того, с кем общался. Воспитатель должен проявлять чувство юмора, вместе с детьми смеяться над смешными ситуациями, но никогда не смеяться над ребенком. Даже ироничная улыбка уничтожает доверие к воспитателю. Дети прячут свои игры от таких взрослых, ищут укромные местечки для игры.

Центрированность на ребенке.

В фокусе внимания воспитателя должен быть ребенок, а не проблема (в частности, игра). Ребенок сам выбирает тему, содержание, способ игры, игрушки, сам задает темп игры. Воспитатель не должен принимать решения за ребенка. И тогда ребенок принимает ответственность за самого себя в процессе игры, у него появляются новые силы для творчества, раскрывается все, что было в нем заложено. Как только мы сосредотачиваемся на игре, мы теряем ребенка из вида. Важен не сюжет игры, а го, как в нем чувствует себя ребенок. Воспитатель не вправе решать, о чем ребенку следует думать или какие чувства он должен испытать. Роль воспитателя в другом. Он должен помочь ребенку: развить более позитивную «Я-концепцию», стать более ответственным в своих действиях и поступках, принимать решения, оценивать свои действия, обрести веру в себя.

Проведение специальных игр и занятий (регламентируемая деятельность).

Сетка занятий в ДОУ разрабатывается старшим воспитателем (методистом).

Количество занятий определяется по возрастным группам с учетом психофизиологических особенностей детей.

Занятия в младших группах проводятся по одному в каждой половине дня. Начиная со средней группы, все занятия - в первой половине дня.

Рекомендуемые виды занятий следующие:

1. Музыкальные занятия (слушание музыкальных произведений, пение, движение под музыку).

2. Физкультурные занятия (владение основными движениями и их качествами).

3. Познавательные занятия. Они могут быть двух подвидов. Одно познавательное занятие направлено на познание рукотворного, социального мира людей во всем его проявлении. Это - экскурсии, рассматривание объектов и картин, встречи с людьми разных профессий, чтение и рассказ о жизни людей, беседы социально-эмоциональной направленности, знакомство с историей, культурой родного края и пр. Другой вид – познавательное занятие, направленное на знакомство с природой (неживая и живая природа, растения, животные, человек в мире природы, экология, наша Земля).

4. Развитие речи (обогащение активного словаря, формирование правильной речи). Это - пересказы произведений, составление рассказов, разучивание стихотворений.

5. Формирование элементарных математических представлений. Не нужно спешить на этих занятиях переходить к абстрагированию понятий. Это задача школы.

6. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Дети осваивают приемы работы с разыми материалами, учатся выражать свое внутреннее эмоциональное состояние.

7. Обучение грамоте, начиная со старшей группы (звуковой анализ слов, состав предложений, чтение по желанию ребенка).

Сегодня все чаще в детские сады приходят специалисты дополнительного образования. Выбор их определяют родители детей. Администрация детского сада несет ответственность за подбор специалистов и дополнительную нагрузку на детей.

Специалист дополнительного образования должен иметь хорошую профессиональную подготовку, знать особенности детей дошкольного возраста и не перегружать детей своими занятиями в угоду интересам взрослых.

Дополнительные занятия не должны занимать время основных занятий по программе, дублировать их, подменять их. Они проводятся после дневного сна детей в часы игр и занятий по интересам детей, не чаще двух раз в неделю и длительностью до 0,5 часа. Никакого принуждения по отношению к детям не должно быть. Учитывается не только желание взрослых, но прежде всего желания детей.

Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13) :

1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности :

- для детей от 1 до 2 лет- не более 10 минут

- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,

- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,

- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

2. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:

- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня

Публикации по теме:

Конспект НОД детей в подготовительной группе по по теме «Изменения в жизни животных весной» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «Изменения в жизни животных весной» Автор.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «Космическое путешествие» Автор конспекта НОД: Штинова Ольга Александровна, воспитатель, I категория, МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок» (конспект разрабатывался.

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей по ФГОС «Цветочная клумба» Организация ННОД детей в средней группе по теме «Цветочная клумба»Приоритетная образовательная область: речевое развитие; социально-коммуникативное.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей «Путешествие в осенний лес» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группе по теме: Путешествие в осенний лес. Нарисуй.

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОБЖ Автор конспекта ННОД: (Носачёва Татьяна Николаевна, воспитатель, без категории, Краснозёрский МБДОУ №6) Приоритетная образовательная область:.

Организация ННОД по физкультуре в подготовительной группе «Школа «Фитболика» Автор конспекта ННОД: Потапова Мария Николаевна, инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория, МБДОУ № 10 «Дюймовочка».

Конспект ННОД детей в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»Автор.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Осеннее дерево» Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности Федосова Наталья Александровна, воспитатель МКДОУ «Станционно-Ояшинский.

Конспект ННОД детей во второй младшей группе «Путешествие в лес за грибами» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме:Путешествие в лес за грибами.

Конспект театрализованной ННОД детей во второй младшей группе по сказке «Колобок» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Театрализация сказки «Колобок»Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности детей»
Опубликовано: 31 июля 2015 в 13:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД