Лариса Роговская
Организация НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов» в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Организация НОД в подготовительной группе „Путешествие в прошлое часов“ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Тема НОД: «Путешествие в прошлое часов».
Тип НОД: интегрированное.
Возрастная группа : подготовительный дошкольный возраст.
Место НОД: в рамках проектной деятельности «Время идет».
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
• Развивать и совершенствовать знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
• Развивать исследовательский интерес, любознательность, наблюдательность, познавательную активность.
• Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.
• Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
«Речевое развитие» :
• развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
• совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.
• обогащение словарного запаса (сосуд, емкость, часы: водяные, цветочные, огненные, каминные).
«Художественно-эстетическое развитие» :
• Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
• Развивать творческое воображение и фантазию.
«Физическое развитие» :
• Формировать здоровьесберегающую компетентность.
• Развивать крупную и мелкую моторику.
Цель применения ИКТ в НОД: поддержать мотивационную линию на протяжении всего занятия; активизировать познавательную деятельность детей.
Планируемые результаты НОД:
Интегративные качества: эмоционально отзывчивый, любознательный, активный; имеющий первичные представления об окружающем мире; овладевший умениями и навыками, необходимыми для коммуникативной деятельности и общения.
Предпосылки УУД: умение слушать, быть внимательным, наблюдательным, выполнять по заданному образцу и правилу.
Оборудование для педагога: телеграмма, разнообразные часы, презентация на ноутбуке «История возникновения часов», «Дай название часам», конверт для рисунков.
Оборудование для детей: фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей.
Предварительная работа:
• Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».
• Рисование часов.
• Разучивание физкультминутки «А часы идут, идут …».
• Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик-Так» (Приложение 1, В. Берестов «Без четверти шесть» (Приложение 2).
• Работа с родителями: совместное рисование с детьми старинных часов для выставки; консультация «Как научить ребенка времени» (Приложение 3); подготовить с детьми рассказы о водяных, цветочных, песочных часах; изготовить макет цветочных часов.
• Оформление мини-музея часов.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть – мотивационный этап (5 минут)
Цель: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность. Цель: включение в образовательную деятельность.
Дети заходят на группу и встают около воспитателя полукругом.
- Ребята, к нам должен приехать гном Тик-Так и научить нас определять время по часам, но что-то он опаздывает. Слушают воспитателя, затем садятся на стульчики.
Воспитатель обращает внимание на лежащий конверт на столе.
- Ребята, смотрите, кто-то оставил нам телеграмму. Вам интересно узнать, что там? Отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель достает из конверта телеграмму и зачитывает ее детям.
(Приложение 4).
- Дорогие ребята!
В моей волшебной Стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать вам, какие были первые часы и как они изменились в наше время! Гном Тик-Так. Слушают воспитателя.
- Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? Отвечают на вопрос воспитателя.
- Как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше? Я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое часов. Вы согласны? Но как же нам попасть в прошлое? Слушают воспитателя, отвечают на вопрос, высказывают свои предположения.
- Где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют? Отвечают на вопрос воспитателя.
- Правильно. В музее. В нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы там представлены, вы узнаете, отгадав загадку.
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим. (Часы) [https://zagadka.pro/3820.html] Слушают воспитателя, отгадывают загадку.
- Молодцы! Правильно отгадали загадку. И я приглашаю вас посетить выставку часов в музее.
Дети проходят к выставке часов на группе.
Основная часть – содержательно-деятельностный этап (20 минут)
Цель: Развивать и совершенствовать знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Развивать исследовательский интерес, любознательность, наблюдательность, познавательную активность.
Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.
Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.
Обогащать словарного запаса (сосуд, емкость, часы: водяные, цветочные, огненные, каминные).
Формировать здоровьесберегающую компетентность.
Развивать крупную и мелкую моторику. Цель: воспитывать любовь к поэтическому слову; закреплять знания о творчестве поэтов; развивать воображение; развивать мышление; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; развивать диалогическую речь; расширять кругозор; развивать слуховое внимание и понимание речи.
- Дети, посмотрите на часы. Чем они похожи между собой? Отвечают на вопрос воспитателя.
- Но не всегда у часов были стрелки. Сегодня мы с вами совершим путешествие прошлое часов. Я расскажу вам историю появления часов, о том, какие они были раньше.
Прошлое – все то, что было.
Никакая в мире сила
Все обратно не вернет,
Время лишь вперед идет. Слушают воспитателя.
- Ребята, а что делает петух в нашем музее часов? Высказывают свои предположения.
- Посмотрите на экран.
На экране ноутбука демонстрируется слайд с изображением петуха (Презентация №1 Слайд №2).
- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти «часы» ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат : «Ку-ка-реку!» Как называются эти часы? Слушают воспитателя и отвечают на его вопрос.
- Как вы думаете, часы-петух были удобными часами? Почему? Высказывают свои предположения.
- Также давным-давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем или вечером. И придумали сделать цветочные часы. Слушают воспитателя.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением цветочных часов (Презентация №1 Слайд №3)
- Цветы живут по «распорядку дня» и напоминают об этом нам, указывая время суток.
Люди заметили это довольно давно. Но настоящие цветочные часы, «работающие» от дневного света впервые создал шведский ботаник Карл Линней в начале 20-х годов 18 века. Слушают воспитателя.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Карла Линнея
(Презентация №1 Слайд №4)
- Однако пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему? Как вы думаете? Высказывают свои предположения.
- А чтобы нам сейчас немного отдохнуть, я предлагаю нам стать Часами и выполнить небольшую разминку. Слушают воспитателя.
Воспитатель выполняет вместе с детьми физкультминутку «А часы идут, идут…». Цель: развивать координацию речи с движениями, развивать крупную моторику.
- А часы идут, идут: тик-так, тик-так,
(Ходьба на месте.)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт,
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
[https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-dlja-detei-doshkolniki-i-mladshie-shkolniki.html] Выполняют упражнения вместе с воспитателем.
- Молодцы! Отдохнули немного! Предлагаю продолжить наше увлекательное путешествие в прошлое часов.
- Вскоре люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. Слушают воспитателя.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением водяных часов (Презентация №1 Слайд №5).
- В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобны ли были эти часы? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.
- Верно! Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»
- Похоже и устроены и песочные часы.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением песочных часов (Презентация №1 Слайд №6).
- С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин!
- Чем они отличаются от водных часов? Песочные часы были удобны? Почему? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.
- Правильно! Молодцы! А еще, давным-давно люди придумали огненные часы.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением огненных часов (Презентация №1 Слайд №7).
- Первые огненные, или свечные, часы – это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по все длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а ночью еще и освещали жилища.
- Как вы думаете, эти часы были удобны? Почему? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.
- Сейчас мы с вами попробуем задуть такие часы.
Воспитатель проводит упражнение «Задуй свечу». Цель: снять эмоциональное напряжение; сосредоточить дыхание. [https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/01/kartoteka-relaksatsionnykh-uprazhneniy]
- Глубоко вдохнули, набираем в легкие как можно больше воздуха. Вытягиваем губы трубочкой, медленно выдыхаем, как бы дуем на свечу и произносим длительно звук [у]. Слушают внимательно воспитателя и выполняют его инструкцию.
- Время шло. Люди придумывали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Слушают воспитателя.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением механических часов разных видов (Презентация №1 Слайд №8).
- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки. Слушают воспитателя.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением механизма часов (Презентация №1 Слайд №9).
-- Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже секундная.
- Механические часы нужно периодически заводить. Забыл завести часы – они встали. А как вы думаете, какие часы не надо заводить? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.
- Правильно! Молодцы! Не нуждаются в заводе электронные часы.
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением электронных часов (Презентация №1 Слайд №10).
- Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры.
- Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди начали дорожить своим временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали!
- И сейчас мы с вами это узнаем с помощью игры. Слушают воспитателя.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Дай название часам». Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.
Воспитатель показывает детям слайды с разными видами часов, которым необходимо дать название. Презентация №2.
- Если часы висят на стене, как они называются? (Слайд №1)
- Если часы стоят на полу, как они называются? (Слайд №2)
- Эти часы носят на руке. Они называются… (Слайд №3)
- Часы носят в кармане. Дайте им название. (Слайд №4)
Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Слайд №5)
- Молодцы! Вы все постарались! Смотрят на картинки в презентации, отвечают на вопросы воспитателя.
Заключительная часть – рефлексивный этап (10 минут).
Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.
Цель: уточнить уровень достижения целей и задач ННОД. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной ННОД.
Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
Развивать творческое воображение и фантазию.
Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты ННОД.
- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. А как же сообщить гному Тик-Таку, что мы были в музее часов? Высказывают свои предположения.
- Предлагаю нарисовать часы, о которых мы сегодня узнали, и отправить ему рисунки. Дети выполняют задание.
Во время работы детей воспитатель интересуется, какие часы рисуют дети. Тем, кто раньше справился с заданием, воспитатель предлагает дорисовать гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома.
- О каких часах вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что вызвало затруднения? Почему? Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Давайте пополним наш музей часами, которые вы принесли сегодня. Дети выставляют в коллекцию часов на группе свои часы.