Организация НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов» в соответствии с ФГОС

Лариса Роговская
Организация НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов» в соответствии с ФГОС

Актуальность: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Тема НОД: «Путешествие в прошлое часов».

Тип НОД: интегрированное.

Возрастная группа: подготовительный дошкольный возраст.

Место НОД: в рамках проектной деятельности «Время идет».

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

• Развивать и совершенствовать знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

• Развивать исследовательский интерес, любознательность, наблюдательность, познавательную активность.

• Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

• Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

• Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.

«Речевое развитие»:

• развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

• совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.

• обогащение словарного запаса (сосуд, емкость, часы: водяные, цветочные, огненные, каминные).

«Художественно-эстетическое развитие»:

• Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

• Развивать творческое воображение и фантазию.

«Физическое развитие»:

• Формировать здоровьесберегающую компетентность.

• Развивать крупную и мелкую моторику.

Цель применения ИКТ в НОД: поддержать мотивационную линию на протяжении всего занятия; активизировать познавательную деятельность детей.

Планируемые результаты НОД:

Интегративные качества: эмоционально отзывчивый, любознательный, активный; имеющий первичные представления об окружающем мире; овладевший умениями и навыками, необходимыми для коммуникативной деятельности и общения.

Предпосылки УУД: умение слушать, быть внимательным, наблюдательным, выполнять по заданному образцу и правилу.

Оборудование для педагога: телеграмма, разнообразные часы, презентация на ноутбуке «История возникновения часов», «Дай название часам», конверт для рисунков.

Оборудование для детей: фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей.

Предварительная работа:

• Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».

• Рисование часов.

• Разучивание физкультминутки «А часы идут, идут …».

• Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик-Так» (Приложение 1, В. Берестов «Без четверти шесть» (Приложение 2).

• Работа с родителями: совместное рисование с детьми старинных часов для выставки; консультация «Как научить ребенка времени» (Приложение 3); подготовить с детьми рассказы о водяных, цветочных, песочных часах; изготовить макет цветочных часов.

• Оформление мини-музея часов.

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная часть – мотивационный этап (5 минут)

Цель: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность. Цель: включение в образовательную деятельность.

Дети заходят на группу и встают около воспитателя полукругом.

- Ребята, к нам должен приехать гном Тик-Так и научить нас определять время по часам, но что-то он опаздывает. Слушают воспитателя, затем садятся на стульчики.

Воспитатель обращает внимание на лежащий конверт на столе.

- Ребята, смотрите, кто-то оставил нам телеграмму. Вам интересно узнать, что там? Отвечают на вопрос воспитателя.

Воспитатель достает из конверта телеграмму и зачитывает ее детям.

(Приложение 4).

- Дорогие ребята!

В моей волшебной Стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать вам, какие были первые часы и как они изменились в наше время! Гном Тик-Так. Слушают воспитателя.

- Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? Отвечают на вопрос воспитателя.

- Как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше? Я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое часов. Вы согласны? Но как же нам попасть в прошлое? Слушают воспитателя, отвечают на вопрос, высказывают свои предположения.

- Где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют? Отвечают на вопрос воспитателя.

- Правильно. В музее. В нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы там представлены, вы узнаете, отгадав загадку.

Мы днем не спим,

Мы ночью не спим,

И днем и ночью

Стучим, стучим. (Часы) [http://zagadka.pro/3820.html] Слушают воспитателя, отгадывают загадку.

- Молодцы! Правильно отгадали загадку. И я приглашаю вас посетить выставку часов в музее.

Дети проходят к выставке часов на группе.

Основная часть – содержательно-деятельностный этап (20 минут)

Цель: Развивать и совершенствовать знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Развивать исследовательский интерес, любознательность, наблюдательность, познавательную активность.

Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.

развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.

Обогащать словарного запаса (сосуд, емкость, часы: водяные, цветочные, огненные, каминные).

Формировать здоровьесберегающую компетентность.

Развивать крупную и мелкую моторику. Цель: воспитывать любовь к поэтическому слову; закреплять знания о творчестве поэтов; развивать воображение; развивать мышление; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; развивать диалогическую речь; расширять кругозор; развивать слуховое внимание и понимание речи.

- Дети, посмотрите на часы. Чем они похожи между собой? Отвечают на вопрос воспитателя.

- Но не всегда у часов были стрелки. Сегодня мы с вами совершим путешествие прошлое часов. Я расскажу вам историю появления часов, о том, какие они были раньше.

Прошлое – все то, что было.

Никакая в мире сила

Все обратно не вернет,

Время лишь вперед идет. Слушают воспитателя.

- Ребята, а что делает петух в нашем музее часов? Высказывают свои предположения.

- Посмотрите на экран.

На экране ноутбука демонстрируется слайд с изображением петуха (Презентация №1 Слайд №2).

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти «часы» ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-реку!» Как называются эти часы? Слушают воспитателя и отвечают на его вопрос.

- Как вы думаете, часы-петух были удобными часами? Почему? Высказывают свои предположения.

- Также давным-давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем или вечером. И придумали сделать цветочные часы. Слушают воспитателя.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением цветочных часов (Презентация №1 Слайд №3)

- Цветы живут по «распорядку дня» и напоминают об этом нам, указывая время суток.

Люди заметили это довольно давно. Но настоящие цветочные часы, «работающие» от дневного света впервые создал шведский ботаник Карл Линней в начале 20-х годов 18 века. Слушают воспитателя.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Карла Линнея

(Презентация №1 Слайд №4)

- Однако пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему? Как вы думаете? Высказывают свои предположения.

- А чтобы нам сейчас немного отдохнуть, я предлагаю нам стать Часами и выполнить небольшую разминку. Слушают воспитателя.

Воспитатель выполняет вместе с детьми физкультминутку «А часы идут, идут…». Цель: развивать координацию речи с движениями, развивать крупную моторику.

- А часы идут, идут: тик-так, тик-так,

(Ходьба на месте.)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт,

(Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

[http://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-dlja-detei-doshkolniki-i-mladshie-shkolniki.html] Выполняют упражнения вместе с воспитателем.

- Молодцы! Отдохнули немного! Предлагаю продолжить наше увлекательное путешествие в прошлое часов.

- Вскоре люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. Слушают воспитателя.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением водяных часов (Презентация №1 Слайд №5).

- В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобны ли были эти часы? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.

- Верно! Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»

- Похоже и устроены и песочные часы.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением песочных часов (Презентация №1 Слайд №6).

- С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин!

- Чем они отличаются от водных часов? Песочные часы были удобны? Почему? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.

- Правильно! Молодцы! А еще, давным-давно люди придумали огненные часы.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением огненных часов (Презентация №1 Слайд №7).

- Первые огненные, или свечные, часы – это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по все длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а ночью еще и освещали жилища.

- Как вы думаете, эти часы были удобны? Почему? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.

- Сейчас мы с вами попробуем задуть такие часы.

Воспитатель проводит упражнение «Задуй свечу». Цель: снять эмоциональное напряжение; сосредоточить дыхание. [http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/01/kartoteka-relaksatsionnykh-uprazhneniy]

- Глубоко вдохнули, набираем в легкие как можно больше воздуха. Вытягиваем губы трубочкой, медленно выдыхаем, как бы дуем на свечу и произносим длительно звук [у]. Слушают внимательно воспитателя и выполняют его инструкцию.

- Время шло. Люди придумывали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Слушают воспитателя.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением механических часов разных видов (Презентация №1 Слайд №8).

- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки. Слушают воспитателя.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением механизма часов (Презентация №1 Слайд №9).

-- Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже секундная.

- Механические часы нужно периодически заводить. Забыл завести часы – они встали. А как вы думаете, какие часы не надо заводить? Слушают воспитателя и высказывают свои предположения.

- Правильно! Молодцы! Не нуждаются в заводе электронные часы.

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением электронных часов (Презентация №1 Слайд №10).

- Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры.

- Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди начали дорожить своим временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали!

- И сейчас мы с вами это узнаем с помощью игры. Слушают воспитателя.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Дай название часам». Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.

Воспитатель показывает детям слайды с разными видами часов, которым необходимо дать название. Презентация №2.

- Если часы висят на стене, как они называются? (Слайд №1)

- Если часы стоят на полу, как они называются? (Слайд №2)

- Эти часы носят на руке. Они называются… (Слайд №3)

- Часы носят в кармане. Дайте им название. (Слайд №4)

Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Слайд №5)

- Молодцы! Вы все постарались! Смотрят на картинки в презентации, отвечают на вопросы воспитателя.

Заключительная часть – рефлексивный этап (10 минут).

Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.

Цель: уточнить уровень достижения целей и задач ННОД. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной ННОД.

Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты ННОД.

- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. А как же сообщить гному Тик-Таку, что мы были в музее часов? Высказывают свои предположения.

- Предлагаю нарисовать часы, о которых мы сегодня узнали, и отправить ему рисунки. Дети выполняют задание.

Во время работы детей воспитатель интересуется, какие часы рисуют дети. Тем, кто раньше справился с заданием, воспитатель предлагает дорисовать гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома.

- О каких часах вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что вызвало затруднения? Почему? Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Давайте пополним наш музей часами, которые вы принесли сегодня. Дети выставляют в коллекцию часов на группе свои часы.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-1_h8atl.pptx | 1554,98 Кб | Скачан: 18
 
Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» «Организация предметно-развивающей.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с РПР «Геометрические фигуры» в соответствии с ФГОС Тема: Геометрические фигуры. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с РПР «Сравнение множеств» в соответствии с ФГОС Тема: Сравнение множеств. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,.

Конспект НОД по математике в старшей разновозрастной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну математики» Конспект НОД по ФЭМП, в старшей группе, по ФГОС «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Обучающие задачи: • Закрепили.

Конспект НОД в соответствии с ФГОС на тему: «Портрет моей любимой мамочки» в подготовительной группе. Автор: Скотникова Н. А. ЦЕЛЬ: Закрепить приёмы рисования всей кистью и её кончиком. ЗАДАЧИ: Учить правильно, располагать части лица, помочь.

НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушки»НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушки» НОД с детьми подготовительной группы ««Путешествие в прошлое игрушки» Познание и конструирование. Цель: Расширение кругозора детей о.

Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО Организация образовательной деятельности с детьми в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Современный педагогический процесс в ДОУ направлен на.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулки с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают,.

Занятие НОД по экономике «Путешествие в прошлое денег» в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов» в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 12 мая 2017 в 10:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы». Цель: развитие интереса к русскому языку. Задачи: -закрепить знания детей,...
Фотозарисовка «Моё увлечение — вышивка салфеток»
Два цветочка, три листочка – Вот и композиция. Я в рисунке самоучка, Вышиваю лучше я. Переход от тона к тону Разукрасит вышивку. Незаметен будет...
Мастер-класс по изготовлению сувенира-оберега «Подкова»
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: Картон гофрированный ( можно использовать коробки) Простой карандаш, ножницы ( может...