Лучший педагог года

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Тамара Гурник
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственный и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники могут получать возможность напрямую удовлетворять свою присущую любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. При этом взрослый не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Так детское экспериментирование – это одна из важных форм деятельности детей, которая используется в практики работы дошкольного образовательного учреждения и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Воспитатель ставит следующие задачи:

1. Организовать предметно – развивающую среду ( Создании детской лаборатории: 1. весы, песочные часы, термометры, сосуды, 2. Литература, 3. Дидактические игры, 4. Информация для родителей.)

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовывать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника (анкетирование, поиск какой-либо информации родителями, консультации, беседы)

Педагог должен строить свою деятельность, так, чтобы были элементы самостоятельной исследовательской деятельности. Оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов форм обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Формы и методы работы:

Проведение опытов (постановка проблемы, проверка гипотезы, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод)

Беседы

Наблюдение

Игры

Экскурсии

Рассказ воспитателя

Тайна, сюрприз

Экспериментирование

Опыт

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, труд, занятие, прогулка, сон.

Требования, предъявляемые к объектам исследования:

1. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2. Безопасность объекта для детей (запрещается работать с ядовитыми предметами)

3. Соответствовал возрасту детей.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требование к их проведению несколько различаются.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

А подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель, задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи. Заключительным этапом эксперимента является проведение итогов, формирования выводов.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

«Чудесный магнит».

Цель: Познакомить со способностью магнита - притягивать металлические предметы; развивать исследовательские умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, проводить эксперименты, фиксировать этапы действий, делать выводы; представлять результат; воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи.

Материал: Театральные куклы, магниты, чашка с горохом, банка с железными гайками, совок, картинки, влажное полотенце.

Предварительная работа: Чтение сказки Шарля Перро «Золушка», игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Ход эксперимента: игра в кругу «Как живешь?»

Ведущий: Дети, садитесь рядком да слушайте ладком. Расскажу я вам сказку. Жила была злая и сердитая мачеха. Мачеха ее не любила, постоянно бранила, и работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван Царевич и говорит: «Приходите ко мне на бал во дворец!». Мачеха обрадовалась, стала наряжаться, вертеться перед зеркалом.

- Ах, я пойду на бал!

- Я тоже хочу на бал!- тихо сказала Машенька.

- Куда?- закричала злая мачеха. – Ты еще всех дел не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, уток накорми, тогда и пойдешь.

- Да я уже все сделала,- ответила Машенька.

- Ах, так! Вот тебе еще дела.

Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гайками и смешала их вместе.

Вот: отделишь гайки от гороха, тогда и пойдешь на бал!

Сказала. Села в карету и укатила во дворец. Заплакала Машенька.

Целую неделю работать, придется, чтобы гайки от гороха выбрать!

Ведущий: как можно Машеньке помочь? Как быстро выбрать железные гайки из железной чашки с горохом? (Дети выдвигают гипотезы, предлагают воспользоваться магнитом).

Машенька: - А что такое магнит?

Дети: - Он притягивает к себе железо.

Машенька: - Очень интересно!

Воспитатель! Давайте проведем эксперимент. Сюда Вы будете складывать железные гайки, которые достанете из гороха. На середине стола стоит пустая пластмассовая тарелка. Каждому ребенку в отдельную емкость насыпает из чашки горох, смешанный с гайками, раздают магнит. Дети работают с магнитом.

Ведущий: Вместе работа спорится! Молодцы! Помогли падчерице справиться с трудной работой! Вот у на и чистый горох! Сделал дело - гуляй смело!

Машенька радуется и не может поверить своим глазам. Неужели я тоже смогу пойти на бал!

Спасибо!

Ведущий: Вы рады, что помогли Машеньке? А картинки помогут нам вспомнить нам, как мы это сделали!

Дети выкладывают картинки на магнитной доске.

Дети под конец года по экспериментальной деятельности :

Должны самостоятельно видеть проблему,

Активно высказывать гипотезы, предложения, способы их решения,

Действовать планомерно. Помнить цели работы на протяжении всей деятельности.

Формировать в речи, удалось ли достичь результат, делать выводы.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковРазвитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной.

Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования». «Детское.

Использование метеоплощадки в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Во многих работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.

Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном.

Протокол педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Протокол №2 педагогического совета – деловая игра «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.

Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Актуальные вопросы развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 18:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД