Папки-передвижки

Организация предметно-развивающей среды, способствующей личностному развитию младших дошкольников

Ольга Гломаздо
Организация предметно-развивающей среды, способствующей личностному развитию младших дошкольников

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Среда должна способствовать реализации всех образовательных областей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Изучив принципы построения предметно-развивающей среды, мы поставили перед собой цель: создать в группе среду, которая будет отвечать основным потребностям ребенка: в движении, общении и познании.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды, способствующей личностному развитию младших дошкольников» размещена в разделах

Для осуществления цели решали следующие задачи:

* Создание условий для самостоятельной активной целенаправленной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

* Организация такой развивающей среды, которая будет отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям, которая предоставит ребенку самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

* Применение принципа динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

* Использование функциональных предметов в организации развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию.

* Наполнение среды развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек;

- «зоне ближайшего развития».

* Оборудование во всех возрастных группах уютного места для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, диванчики, кресла.

Создавая новое развивающее пространство, мы предполагали создание условий для эмоционального благополучия и комфортного пребывания детей в детском саду, развития коммуникативных навыков и навыков самостоятельности, для развития познавательных интересов, инициативности, творчества.

Организация предметно-развивающей среды

в младшей группе

Младший возраст является сензетивным для сенсорного развития ребенка. С позиции развития, самореализации, самовыражения предметная среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который оставляет за ребенком свободу выбора, помогает ему развить все сенсорные чувства. Для успешного развития детей нашей группы, мы организовали развивающую среду, учитывая принципы ее построения и возрастные особенности младших дошкольников. Все пространство групповой комнаты разделили на небольшие центры, в которых представлены различные виды деятельности. Подбираем материал с учетом принципа интеграции образовательных областей: материалы для одной области могут использоваться и в других областях. Весь материал доступен детям.

Для реализации принципа динамичности используем различную мебель : разного размера, мягкую мебель, мягкие модули, изготовленные своими руками. Используя мягкие модули создали уютный уголок для отдыха, в котором ребенок может уединиться, испытать комфорт. Модули достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе, использовать в сюжетно-ролевых играх. При использовании модулей у детей происходит развитие конструктивного мышления. Они учатся договариваться, обсуждать совместные планы.

Принцип активности ориентирован на возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Для этого мы применяем модули, используем стены. В приемной организуем выставки детского творчества. Экологический центр украшаем рисунками и поделками детей в соответствии с сезонными изменениями. Совместное изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения.

Одна из стен – «стена творчества». Здесь дети могут писать и рисовать мелом, красками, водой, создавая индивидуальные и коллективные работы. Другие стены использованы для размещения пособий для познавательного и эмоционального развития малышей. Информация, расположенная на стене побуждает ребенка к поиску.

В центре художественного творчества размещены все материалы для деятельности малышей: карандаши, краски, фломастеры, мелки, цветная бумага, клей и т. д. Для развития творческих способностей используем нетрадиционные техники: бумажная пластика, пальчиковое рисование. Дети самостоятельно пользуются материалом, своими работами украшают группу.

Использование спортивного оборудования, «Уголка ряженья», театра, игрушек-заменителей позволяет нам реализовать принцип стабильности-динамичности. Меняем игровой материал, ориентируясь на происходящие события, интересы детей. Игровой материал изготавливаем вместе с детьми: бусы, веночки, шляпки. В доступном месте находится театральная атрибутика, с помощью которой дети с удовольствием показывают сказки.

Принцип «половых и индивидуальных» различий помог создать игровые зоны для мальчиков и девочек. Их окрасили в соответствующие цвета: голубой и розовый. Материал для сюжетных игр подбираем с учетом развития у детей сенсорных способностей : пеленки для пеленания кукол разного цвета, конверты с различными застежками (липучки, пуговицы, завязки). Одежда для кукол сшита из тканей разной фактуры. Также для развития тактильных ощущений используем в играх вязаные игрушки (посуда, фрукты). Во время сюжетно-ролевых игр малыши учатся общаться, упражняются в различных социальных ролях, закрепляют правила безопасности.

В групповой комнате создали условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей, каждый вид игрушек хранится в определенном порядке. Это позволяет детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место.

Продумали, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. Спокойное место отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, книг, которые хранятся в открытом шкафу, рядом со столами.

Также в группе создан центр безопасности, в котором размещена модель улицы, иллюстрации, игры по ОБЖ. Здесь малыши знакомятся с правилами дорожного движения, учатся заботиться о своем здоровье и здоровье близких, запоминают опасные предметы, которые требуют осторожного обращения с ними.

Особое внимание уделили созданию центра сенсорного развития. В центре много игр для развития чувственного опыта детей, ознакомления с сенсорными эталонами, которые отвечают требованиям актуального и ближайшего развития дошкольников. Эту зону мы оформили в желтой гамме, т. к. этот цвет стимулирует к творчеству и фантазии. Многие пособия сделаны своими руками: «Забавные липучки», игры с прищепками, сенсорные мешочки для развития тактильных ощущений и многие другие.

Для каждого пособия разработали варианты игры с усложнениями. (смотреть приложение) Такие игры обеспечивают активное общение, возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска.

Обращаем внимание на эстетическую сторону оформления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений.

Музыкальный центр разместили вдали от игровой зоны. Здесь много шумовых игрушек изготовленных своими руками. Дети знакомятся с разными звуками, вырабатывают ритмичность, придумывают музыкально-ритмические движения, используя платочки и ленточки.

Для развития движений изготовили пособия, которые поместили в центре здоровья. Это дорожка из пробок для профилактики плоскостопия, маски, тихий тренажер.

Рядом с сенсорным центром разместили «Центр воды и песка».

В центре есть все необходимое для игр с объектами неживой природы: формочки, совочки, стаканчики, разные предметы для переливания, пересыпания и т. д. Для стимулирования развесили фотографии с играющими детьми. Играя с песком и водой дети узнают их свойства, учатся переливать, пересыпать, приобретают трудовые навыки, знакомятся с правилами безопасности.

Создавая игровые и тематические центры, мы охватили все интересы ребенка. Оснащение нашей групповой комнаты помогает малышам самостоятельно определить содержание деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону ближайшего развития, так как наполнена известными детям материалами, которые дети могут использовать самостоятельно и совсем незнакомыми предметами, которыми они овладеют с помощью взрослых.

Такая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности.

Публикации по теме:

Значение предметно-развивающей среды в развитии связной речи у младших дошкольников 1 слайд. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе Одним из важных факторов организации среды является пространственное восприятие дошкольника. Ребенок, попадая в большое пространство, теряется.

Организация предметно-развивающей среды в современном детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Из опыта работы воспитателя: Бузаева.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Организация предметно-развивающей среды в Любой возрастной группе ДОУ имеет свою ни с чем не сравнимую по значимости ценность.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей предметно - пространственной среды. На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.

Организация предметно-развивающей среды. Сенсорный уголокОрганизация предметно-развивающей среды. Сенсорный уголок Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды, способствующей личностному развитию младших дошкольников
Опубликовано: 11 января 2019 в 07:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД