Лучший педагог года

Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников (7 фото)

Оксана Малкина
Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская компетентность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. Но в последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской компетенции у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.

Публикация «Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников» размещена в разделах

Что же такое читательская компетентность? Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста понимается определенный уровень развития: культуры общения ребенка с книгой (наличие представлений о книге и ее назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу); культуры восприятия прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы).

Цель работы : создание условий для формирования основ читательской компетентности дошкольников, повышение их интереса и положительного отношения к чтению.

Задачи: приобщить детей и родителей к совместному чтению книг; способность возрождению традиций семейного чтения; содействовать воспитанию интереса дошкольников к детской книге; развивать основы читательской компетентности воспитанников через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.

Одной из эффективных форм работы по формированию читательской компетентности является создание предметно-развивающей речевой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, в нашей группе создан книжный уголок, в который мы внесла книги о природе, сборники произведений разных жанров, литературной прозы и поэзии и т. д. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников

На своих логопедических занятиях для формирования читательской компетентности использую приемы критического мышления. Такие как: аппликационный скрайбинг. При пересказе или рассказе дети затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. А глядя на скрайб-рисунки, ребенок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, существенно увеличивается эффективность процесса запоминания, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Фото №1 Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума

Также мне в работе хорошо помогают мнемотаблицы. Цель которых это развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи, составление рассказов по сюжетным картинкам; «что сначала, что потом»-ребенок выкладывает картинки последовательно, а затем мы вместе придумываем небольшой рассказ.

Фото №2 Чтение и читательская компетентность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом Фото №3 Но в последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой

Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников.

Фото №4 Мы живем в эпоху компьютерных технологий обилия информации которую очень сложно дифференцировать

Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасти, является выразительное чтение вслух. Такой метод способствует созданию у ребёнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать его, вызвать желание вновь слушать знакомое произведение. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определё нные правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы.

Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности такие как: театрализованные постановки и драматизации произведений для детей, различные виды театра.

Фото №5 Сегодня многие родители не читают своим детям книги что свидетельствует о значительном снижении читательской компетенции у детей потере интереса к литературе

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаем внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

Фото №6 Именно книга является для ребёнка источником знаний развития и познания мира чтение развивает речь память мышление дошкольника

Целенаправленная работа по формированию читательской компетентноси у дошкольников позволяет сформировать у детей :

эмоциональную отзывчивость;

активность и объективность читательского воображения;

умение пересказывать;

аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);

осмысление художественной формы на уровне детали и

композиции.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 12:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД