Папки-передвижки

Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду

Елена Крячкова
Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду

В настоящее время, учитывая Указ президента РФ о повышении доступности раннего образования, в дошкольные образовательные учреждения принимаются совсем маленькие дети: от 2 месяцев – (младенческая группа) и дети раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Этот период имеет свои характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребёнка в раннем возрасте являются:

- ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми.

Публикация «Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду» размещена в разделах

В ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:

• как партнёр и помощник в совместной деятельности;

• как образец для подражания;

• как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В рамках предметной деятельности и общения у ребёнка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности, появляется новое отношение к себе и к миру, складываются основные личностные новообразования.

На 1 году жизни речи ещё нет, ребёнок понимает обращённую к нему речь, но его собственную заменяют другие, невербальные средства общения – эмоциональные выражения, мимика, затем жесты, позы, локомоции, вокализация.

На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

Между этими двумя периодами существует этап, когда ребёнок начинает говорить, но, не на настоящем, а на своём детском языке. Это этап «автономной детской речи».

«Детский язык» отличается от взрослого и звучанием слов, и их значением. Обозначение предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы (Н-р: называет словом - «папа» - отца, и вещи принадлежащие отцу, тоже – называет словом «папа». Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным).

Слово может обозначать только тот предмет, который ребёнок непосредственно воспринимает.

Потребность и необходимость говорить в раннем возрасте, предполагают 2 главных условия:

• Потребность в общении со взрослым;

• И потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности, к появлению слова не ведёт, и только ситуация предметного сотрудничества со взрослым (т. е. ситуативно-делового общения) создаёт у ребёнка необходимость назвать предмет, и значит произнести своё слово.

На третьем году жизни, речь ребёнка становится особым объектом внимания. Дети повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто не понимая их смысла.

А первым шагом к произвольному поведению - является выполнение речевых инструкций взрослого.

Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

Основные направления в работе по развитию речи детей раннего возраста в детском саду:

* Развивающая речевая среда;

* Формирование словаря;

* Звуковая культура речи;

* Грамматический строй речи;

* Связная речь.

Специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей раннего возраста

1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию новых впечатлений;

2. Речевое сопровождение всех видов повседневных дел в течение дня;

3. Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов;

4. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;

5. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;

6. Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками;

7. Организация специальных игр и занятий с детьми;

8. Правильная речь педагога.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей

* Предметно- развивающая среда включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребёнок – действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения;

* Предметно – развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет информативную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;

* Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы – это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств;

* Предметно-развивающая среда, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности.

* Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной мыслительной деятельности. Они обеспечивают понимание речи, прочное запоминание, непосредственное включение в практическую деятельность, связывают обучение с жизнью.

Посредством правильно организованной предметно-речевой среды у ребёнка приобретаются следующие знания:

• о человеке;

• о деятельности близких людей;

• о предметах, действиях с ними и их назначении;

• о живой и неживой природе;

• о явлениях природы;

• о погодных явлениях;

• о профессиях;

• о транспорте;

• о праздниках и народных гуляниях.

Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания и обучения.

В обучении детей раннего возраста родному языку приняты две основные формы работы:

* обучение посредством организации НОД ;

* руководство развитием речи детей в повседневной жизни

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы:

1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со

словесным сопровождением;

2. Установление частого эмоционально- положительного контакта

индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.

3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Рост количества понимаемых и активно употребляемых слов идёт главным образом за счет тех, которые употребляются взрослыми при совместных действиях с ребёнком или которыми взрослые сопровождают игры ребёнка и другие его действия.

Связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в в общении, в системе деятельности ребёнка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом, и пр.). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Понимание речи у ребёнка формируется постепенно:

1. Сначала ребёнок понимает - слова-указания;

2. Затем слова-названия;

3. Понимание слов - инструкций и поручений;

4. Понимание рассказов или контекстной речи.

Этапы развития понимания речи детей раннего возраста

этап - Связь слов с практическими предметными действиями;

этап - Понимание речи взрослого без опоры на наглядность;

этап - Приобщение детей к художественной литературе, детское словотворчество;

V этап - Появление регулятивной функции речи (способность управлять своим поведением с помощью слова).

Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем мире, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.

Требования к организации НОД по развитию речи в группах раннего возраста:

• Рекомендуется проводить по 8 занятий в месяц, по рекомендациям СанПиН, продолжительностью 8-10 минут, но также зависит от сформированности у детей умения слушать взрослого;

• Планировать заранее, занятия одного и того же содержания следует повторять через небольшой интервал времени (1-3 дня);

• Занятия проводятся со всей группой, а также по подгруппам;

• Речевая нагрузка меняется с начала года (6-7 минут, постепенно увеличиваясь до нормы;

• Подбор детей в подгруппы: симпатии детей, общность интересов, разные уровни развития;

• Преобладающая форма – интегрированные занятия;

• Предварительная подготовка места проведения занятия (достаточное количество света, правильное расположение столов, стульев);

• Подбор материала (безопасность, по уровню развития, по программным задачам, эстетическое оформление);

• Предваряющая деятельность педагога до занятия;

• Эмоциональный настрой педагога;

• Речь педагога.

Требования к речи педагога

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:

• Адресована не только группе, но и лично каждому ребёнку;

• Эмоционально окрашенная;

• Правильная, четкая, выразительная, неторопливая;

• Понятна ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем;

• Содержать более сложные речевые образцы, чем те, которыми владеет ребёнок;

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Параллельно, кроме ведущей задачи, решается ещё несколько задач развития речи.

ФАКТОРЫ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

• Чередование различных приёмов обучения (указаний, показов) с игровыми заданиями;

• Сочетание хоровых ответов с индивидуальными;

• Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. д.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к общению;

• Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.

Задача педагогов работающих в группах раннего возраста на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, развивать понимание речи и активизировать словарь.

В словарь детей младшей группы входят:

Существительные:

- названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощи, фрукты, домашние животные и их детёныши.

Глаголы:

- обозначающие трудовые действия; действия, противоположные по значению;

действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональной состояние.

Прилагательные:

-обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов.

Наречия:

-близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко.

Приёмы обогащения и уточнения словаря:

Показ с называнием,

совместное со взрослым рассматривание нового объекта, сообщение названия, обследование его;

Многократное повторение нового слова или фразы;

Объяснение происхождения слова;

Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами;

Поручения, предполагающие ответ действием.

Приёмы активизации словаря:

• Вопросы о предметах, о действиях, причинно-следственного характера;

• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи;

• Договаривание детьми слов;

• Сочетание показа и объяснений с игрой детей;

• Поручения, требующие от ребёнка развернутого высказывания.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи

• Разнообразные игры;

• Чтение и рассказывание сказок и стихов;

• Рассматривание и обсуждение иллюстраций;

• Демонстрация слайдов, видео фильмов;

• Игры - занятия с предметными и сюжетными картинками;

• Разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;

• Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики

Особое место в играх детей, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики.

Очень полезны для развития речи детей игры с песком, с водой, где развиваются хватательные движения, благоприятно воздействующие на речевую зону.

Помните! При стимуляции раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.

Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой.

Помните! От вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком, не следует ругать ребёнка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания, у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

Используемая литература:

1. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / Сост. Е. С. Демина – М. :ТЦ Сфера, 2008г;

2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2015г. ;

3. Материалы из личного опыта работы.

Публикации по теме:

Организация оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду Учеными доказано, что здоровье человека больше чем наполовину зависит от его образа жизни. Заболеваемость детей в моей группе, также как.

Организация работы по изучению ПДД в детском саду С каждым годом в нашей стране увеличивается протяженность автомобильных дорог, растет поток грузов, выпускается большое количество автобусов,.

Понимание речи и накопление словаря у детей второй группы раннего возрастаПонимание речи и накопление словаря у детей второй группы раннего возраста В возрасте 2-3 лет, дети с удовольствием слушают и разучивают стихотворные тексты небольшого размера, доступные по содержанию. Небольшие.

Фотоотчет «Значение прогулки в детском саду» с детьми раннего возрастаФотоотчет «Значение прогулки в детском саду» с детьми раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития малышей. Необходимо использовать.

Консультация для родителей «Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду» Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ № 41, г. Усть-Лабинск. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи:.

Консультация для родителей «Организация работы с детьми в детском саду в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Организация оздоровительной работы с детьми в детском саду в летний период Организация оздоровительной работы с детьми в детском саду в летний период. В детском саду в летнее время обучающих занятий нет, поэтому.

Отчет о реализации проекта «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста»Отчет о реализации проекта «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста» В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих.

Проектная деятельность в детском саду: работа с детьми раннего возраста Жидкова Т. А., воспитатель ГБДОУ детский сад №24 Приморского района Санкт-Петербурга Проектная деятельность в детском саду: Работа с.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду
Опубликовано: 27 октября 2019 в 22:23
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД