Получи документы

Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дарья Картошкина
Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Сегодня мы затронем такую категорию детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся :

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Основной контингент нашего дошкольного учреждения — это дети с нарушениями речи. К ним относятся дети с речевыми заключениями:

Фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия (ФФНР, дизартрия);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня (ОНР – 1, 2, 3 уровня);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня, дизартрия (ОНР – 1, 2, 3 уровня, дизартрия);

Алалия;

Дети с задержкой психического развития;

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к специалистам!

Дети с выявленными нарушениями речи направляются на психолого- медико- -педагогическую комиссию (ПМПК, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года.

В соответствии с подтвержденным заключением и рекомендациями ПМПК для детей разрабатывается специальная программа развития и выстраивается план взаимодействия между специалистами (учитель – логопед, дефектолог, психолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители.

Учитель – логопед :

Работа учителя - логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей арт. аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, слухового восприятия (узнавания и различения,памяти и мышления, подготовки к обучению грамоте, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Логопед работает над развитием :

развитие мелкой, общей моторики

Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики, работы со шнуровкой, мозаикой. Обводка, закрашивание, штриховка и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)собирать разрезные картинки. Развитие общей моторики, выработка речи с движением. Использование физкультминуток, подвижных игр.

развитие артикуляционного аппарата (арт. гимнастика, лог. массаж, самомассаж, мимические упр.)

звукопроизношения (умение правильно произносить звуки родного языка, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа, автоматизация, дифференциация);

развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, темп, ритм, интонация, голос)

фонематического восприятия (умение на слух воспринимать и различать звуки); развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, музыкальных инструментов, хлопки, фонематического восприятия. дифференциация на слух гласных и согласных звуков. выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка). определение в словах первого и последнего гласных звуков. определение наличия звука в слове).

работа над слоговой структурой слова

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание слогов и слов, отстукивание ритмического рисунка, речь с движением. Деление слов на слоги с опорой на зрительные ориентиры (карточки, кубики). (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков);

словарного запаса (расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам);

грамматического строя (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов; основные модели построения словосочетаний и предложений, отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах). Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями (мои,мой, моя,мое). Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. Образование прошедшей формы глаголов. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок,платьев). Согласование числительных «один» и «одна» с существительными. Закрепление использования в речи простых предлогов (на-с, в-из). Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные). Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

связной речи (умение связно высказываться, пересказывать,составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать, обучать составлению простых распространенных предложений, умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом, работать над диалогической речью.

Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе.

Логопедическое обучение осуществляется в следующих формах обучения:

- фронтальное,

- подгрупповое,

- индивидуальное занятие,

Каждое занятие структурированное и динамичное, включает игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

На логопедических занятиях используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

А) Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука.

Б) Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами, различные игры: с пением, дидактические, подвижные.

В) Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Наглядные методы

А) Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений (представлений о цвете, форме, величине и т. д., (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук, (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков, (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Б) Воспроизведение аудио записей, записи сопровождаются беседой логопеда, пересказом.

Словесные методы В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

Рассказ, предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

Соблюдение принципа развития высших психических функций предполагает развитие в коррекционно-развивающих играх произвольных видов деятельности, коррекцию особенностей зрительного, слухового, тактильного, двигательного восприятия, внимания, памяти, что требует от нас активизации в игре максимального количества анализаторов.

Связь с родителями. Помимо взаимосвязи между специалистами ДОУ, также важна и взаимосвязь с родителями ребенка с ОВЗ. Для успешной работы учителю - логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации, собрания. Учитель - логопед знакомит родителей с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

В своей работе я использую различную методическую литературу и дидактический наглядный материала для обследования и развитияречи детей дошкольного возраста.

1. материал диагностического блока:

Крупенчук Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

2. Материал для развития артикуляционного аппарата

Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н. В.

3. Ткаченко Т. А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, Зь, Ц. doc

Автор: Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы Часть 1 Работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П

8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения

9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. docx

10. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речидошкольников с ЗПР. docx

11. Воробьева В. К. Методика развития связной речи

12. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

13. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических

представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К. Е. Бухарина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.

14. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1-3 периода обучения в старшей логогруппе О. С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

15. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, 2016г.

16. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : «Мозаика-Синтез», 2004.

— 80 с.

17. Теремкова "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.

18. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. doc

19. Гомзяк О. С. Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I-III период обучения в старшей группе. -М. Издательство ГНОМ и Д, 2014

20. Конспекты, разработанные с использованием Интернет-ресурсов.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 16:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Картошкина (УИ 1880136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД