Приложение МААМ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Анжелика Новоселова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

(Консультация для воспитателей).

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно па том месте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста» размещена в разделах

Пространство для познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Интерьер помещений для детей 3-го года жизни имеет свои особенности и планируется так же, как и в более ранних периодах детства, но исходя из возрастного состава детей и задач воспитания.

Возросшие двигательные возможности детей требуют пространства. Поэтому по-прежнему предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение, требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается ролевая игра.

Малыши 3-го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть и проигран сюжет в роли водителя автомобиля или строителя, оператора башенным краном и т. п.

Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то "профессиональные" задачи.

Обогащают игру специальные аксессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест - медицина, цифровое обозначение - 01 - помощь при пожаре; красный кружок светофора - проезд закрыт и т. п., а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты животных, круги разного цвета и т. п.).

Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, "трубочка" для врача, условные предметы питания для повара).

Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками.

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. п.).

В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты : «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого нужна мебель: шкаф, диван, стол, табуреточки, кроватка с набором постельных принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, кухонная плита, посуда, телефон, телевизор и другие атрибуты.

Платяной шкаф должен быть полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы должны висеть на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его.

В шкафу - одежда для кукол, пеленки для пеленания кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и мягкие игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Наблюдается множество нюансов игровых действий с различными игрушками и пособиями, связанными с проигрыванием воображаемых ситуаций, которые проходят с предметами-заместителями. Все чаще можно наблюдать игровые ситуации с привнесением условностей "как будто", "понарошку".

Замечено, что ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некотором уединении. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные "апартаменты", устраивая под стол любимые, игрушки. Малышу необходимы "домики", позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.

В условиях общественного воспитания ребенок может уставать от детского общества и также нуждаться время от времени в отдыхе и уединении – для этого в группе создаются особые зоны. Здесь на полочках располагаются книги, альбомы, которые малыши перелистывают в любое время, когда у них возникает желание «побыть» как бы дома.

Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования. Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием (ранее были сюжетные строительные игры, поэтому им необходимы конструкторы, настольные (мелкий строительный материал) и напольные (крупный строительный материал) строительные наборы.

Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов детям полезны материалы для режиссерских и театрализованных игр: плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др.

Для досугов и развлечений необходимы различные игрушки; настольный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр, театр на кеглях, театр на палочках и далее теневой театр и театр заводных игрушек.

Театральный уголок включает театры: бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр оригами, ширму. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр.

Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т. д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне.

Все это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы – музыкальный центр. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а также звуки природы.

Здесь же расположен уголок ряжения и "парикмахерская". Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например, пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая "крылышками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем-то".

В уголке ряженья уже присутствуют аксессуары сказочных персонажей: шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, ленты, платочки, кепи, колпачки с колокольчиками (петрушки, элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами).

Этот вид детской деятельности может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, кокошники и пр.).

Сенсорика- для развития мелкой моторики : тренажеры с крышками, шнуровки, пуговицы, вкладыши, бусины.

Знакомство с формой, величиной, цветом – пирамидки, втулки, "геометрические часы".

Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек.

Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру. В свободное время дошкольники с удовольствием используют крупногабаритные пластмассовые конструкторы (полые с одной стороны, соединяющиеся посредством штырьков).

Дети возводят множество разнообразных сооружений, которые могут сохраняться длительное время. С такими постройками или моделями можно подолгу играть, не боясь неосторожно их разрушить, придумывать все новые игровые действия

Вместе с тем дидактические игрушки по-прежнему интересны малышам, по они уже более сложного содержания, включающие, например, чередование деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей.

Эти действия требуют анализа и синтеза с опорой на память и уже какой-то сложившийся опыт работы с дидактической игрушкой, более четкий глазомер, развитость мелкой моторики пальцев, относительно устойчивой деятельности и самоорганизации.

Все это приходит к ребенку на протяжении 3-го года жизни в играх-занятиях с дидактическими игрушками.

При этом к концу 3-го года жизни ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трехлетних детей - крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на кубиках и разрезные картинки.

В основе последних заданий заложена идея моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, треугольники, овалы, круги, трапеции, которые можно рассматривать как сенсорные "эталоны".

В этом возрасте формируются сенсорные способности малыша. Для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие их оттенков.

Украшение изделиями прикладного народного творчества в данной группе необходимо. Здесь могут быть панно, блюда хохломской росписи, гжельские статуэтки, дымковские игрушки. Важно, чтобы шедевры народного творчества органично вписывались в интерьер игровой комнаты.

В группе должен быть материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой и песком, зеркальца, лупа. Чтобы дети оставались сухими после игр с водой, важно предусмотрительно подготовить фартучки из клеенки.

Календарь природы, картины – пейзажи по временам года, модели (солнце, облачко, капельки, снежинка, которые помогают детям познавать явления окружающего мира.

Также рядом с уголком природы целесообразно расположить комплекс для игр с водой и песком. В осенне-зимний период года этот вид игр особенно интересен для малышей в условиях помещения. Песок и вода могут сочетаться на одном столике в двух емкостях, заполненных одна - песком, другая - водой.

Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги - любимое место для ребят.

Как правило, он оформляется красочно, сочетается с разными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых особое место занимают любимые книги.

Любовь и уважение к книге закладывается в детях именно с этого возраста. Создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует их внутренний мир, расширяет видимое и невидимое ребенком пространство, обогащает окружающую среду.

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Такое пособие не только удобно, но и служит украшением для уголка ИЗО.

Для рисования детям 3-го года жизни можно предложить специальное самостирающее устройство или восковые доски с палочкой для рисования. Здесь может найти место и рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя развитию первых изобразительных умений.

Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи, разноцветные тир для прокатывания; мешочки с песком для упражнений на равновесие.

Физкультурный уголок: воротца (для перешагивания, пролезания, султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр, кольцебросы.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группах должны быть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат.

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые! Именно они расширяют перед детьми горизонты!

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Опубликовано: 8 мая 2020 в 20:54
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Новоселова (УИ 63017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД