Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС

Елена Серванская
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Сегодня мы рассмотрим основные моменты организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Понятие развивающей предметно – пространственной среды рассматривается как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста.

Выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения развивающей предметно-пространственной среды регламентирован следующими нормативными документами, представленными на слайде.

Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности ребенка, представленные на слайде.

При создании развивающей предметно – пространственной среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В соответствии с ФГОС дошкольного образования при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, представленными на слайде. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Принцип полифункциональности реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Среда открывает перед детьми множество возможностей разнообразного использования объектов и предметов.

Принцип трансформируемости тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений среды в зависимости : от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и от их возможностей.

Принцип вариативности предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную, творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Использование данного принципа позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, возможность самовыражения.

Принцип доступности реализуется через свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Доступность среды предполагает исправность и сохранность материалов и оборудования.

Принцип безопасности предполагает соответствие элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Необходимо обеспечить безопасность не только мебели и игрового оборудования, но и безопасность психического благополучия ребенка.

Принцип содержательной насыщенности соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей, предполагает учет национально-культурных, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс.

При организации развивающей предметно-пространственной среды важно учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО

3. РПП среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающей:

а) Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей,

б) Свободную самостоятельную деятельность самих детей;

Рассмотрим примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС дошкольного образования.

Для детей младшего дошкольного возраста организация пространства способствует тому, чтобы новый игровой опыт воспитатель передавал ребенку в совместной с ним игре, а младший дошкольник охотно подражал показываемым ему игровым действиям, в основном передавая бытовые сюжеты. Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Все пособия, игрушки располагаются так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по интересам небольшими подгруппами. Также предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать.

Для стимуляции детской активности, особенно познавательной, достойное место в групповых помещениях занимает данные центры активности. Все пособия и дидактические игры доступны детям.

Центр развития речи находится в удобной стороне группы. Это дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Эмоциональность младших дошкольников диктует необходимость полноценного оснащения центра художественного творчества и центра музыкально – театрализованной деятельности. Все материалы доступны детям.

Оснащение центра «Физкультуры и здоровья», способствует максимальному проявлению физической активности и творчества младших дошкольников. Дети реализуют осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе Колобок в соответствии с ФГОС» Насыщенность среды Насыщенность среды.

Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС Дошкольное учреждение для детей — это их второй дом, где они не только играют, гуляют, но и знакомятся с окружающим пространством, учатся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОС Я хотела бы представить вашему вниманию развивающую среду нашей группы, организованную и подобранную по принципам тематизма, трансформируемости,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в МОУ Михалёвской СОШ средней группы В средней группе при.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС .

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОСОрганизация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Хочу Вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 24 августа 2015 в 18:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД