Организация развивающей среды в направлении «Музыка», как средство повышения качества реализации ООП ДО

Валентина Семёнова
Организация развивающей среды в направлении «Музыка», как средство повышения качества реализации ООП ДО

(Слайд 1) Актуальность: В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, возник вопрос: «Как организовать образовательный процесс, чтобы он был эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка и повысить уровень качества реализации ООП ДО?».

(Слайд 2) Анализируя требования ФГОС ДО, где особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде пункт II п\п 2.4, пункт III п\п 3.3, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, то что в этот период формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, дети впечатлительны к происходящему в окружающем их мире. Пришла к выводу, что в повышении уровня освоения ООП ДО и развития музыкальных способностей необходима богатая музыкальная предметно- развивающая среда. Поэтому поставила цель: совершенствовать музыкальную развивающую предметно-пространственную среду (РППС) детского сада.

В процессе разработки РППС, её компонентов, столкнулась с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов.

Все это подтолкнуло к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкальной РППС способствующей всестороннему развитию детей.

(Слайд 3,4) Основываясь на методические рекомендации авторов Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и другие источники литературы выстроила систему работы (Слайд 5)

Основными задачами в совершенствовании музыкальной предметно- развивающей среды считаю: (6 слайд)

• Обеспечить максимальную реализацию образовательного пространства музыкального зала, групповых комнат для реализации ООП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».

• Обеспечить возможность общения и совместную деятельность взрослого с ребёнком, двигательную активность, самостоятельную деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

• Обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

• Обновить содержание мини- центров в музыкальном зале через нестандартное оборудование, изготовление музыкальных дидактических игр.

• Обеспечить надежность и безопасность использования предметов РППС.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы,

немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в комнате, где много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной

деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Другой вариант. Возьмем два музыкальных зала в разных ДОУ, которые оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, для музыкальной деятельности. В первом музыкальный руководитель не обращает на них внимания. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. В другом - музыкальный руководитель проявляет интерес к

музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального

воспитания детей необходима богатая музыкальная РППС, от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная РППС в музыкальном зале, во многом зависят показатели индивидуального и музыкального развития ребенка, уровня освоения ООП ДО.

При организации предметной среды придерживаюсь принципов:

- интеграции;

- зонирования;

-доступности;

-вариативности;

- учёт возрастных и индивидуальные особенности детей (реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).

Пополнение РППС распределила по блокам: (7 слайд)

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности это: музыкальные занятия, развлечения, праздники, кружковая работа, которая проводятся в музыкальном зале.

Пространство музыкального зала оформила по принципу зонирования, например: пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр - в зоне, где находится аппаратура и дидактический материал, а музыкально-ритмические движения – в зоне, где сосредоточено физкультурное оборудование.

В каждой зоне выделяю несколько центров, большая часть которых создана своими руками. На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного своими руками, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

(8 слайд) Например, в центре театрализованной деятельности, который включает: различные виды театра (кукольный, настольный, сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски - шапочки, ширмы, дети с удовольствием используют материал для постановки театрализованной деятельности, драматизации, сюжетно – ролевых игр на музыкальных занятиях. После этого дети охотно продолжают игру в группе разыгрывая различные сюжеты.

(9 слайд) Центр слушания музыки включает в себя магнитофон, фонотеку по группам, репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, альбом «Музыкальные профессии».

В центре игры на музыкальных инструментах, в котором имеются ударные, духовые, шумовые инструменты воспитанникам предлагаю создать подгруппы, например одна подгруппа играет партию бубнов, а другая партию колокольчиков, дети самостоятельно разбиваются на подгруппы и играют в оркестре. (10 слайд) Эффективным методом работы в пополнении РППС, а именно музыкальными инструментами играет проект «В мире музыкальных инструментов», продуктом которого, является изготовление детских музыкальных инструментов своими руками из бросового материала.

(11 слайд) Центр танцевального творчества оборудовала атрибутами к танцевальным композициям ленточками, платочками, флажками, цветами, весенними веночками из цветов, осенними веночками из листьев. Широко использую данный материал при постановке танцев и в игровой деятельности. Материал расположен в доступном для детей месте.

(12 слайд) Весь материал, накопленный в период своей работы послужили основой для создания библиотеки с музыкальным и дидактическим материалом, аудиотека – содержит классическую зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала. Библиотека с дидактическим материалом содержит настольно-печатные и музыкально-дидактические игры - настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Птичка и птенчики», «Три кита», «Кого встретил колобок?», «Веселые Петрушки» и др., картотека музыкально-дидактических игр.

(12 слайд) Например, в своей практике использую мягкие модули в виде кубиков, которые предлагает педагог-музыкант Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики». Эти кубики изготовила из квадратных картонных коробок, обшила поролоном и обтянула яркой тканью. Изображения на кубиках распечатала на цветном принтере, их обтянула скотчем и наклеила на грани кубиков. Кубики получились легкими и не травмоопасными. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним. Например, для младшей и средней группы использую кубик с изображением животных. Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т. д.

(13 слайд) В своей работе использую мультимедиа. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. На праздниках, посвященных 8 марта, «День матери», осеннем празднике детям показываю презентации соответствующей тематики. Для детей подготовлены видеоматериалы на темы: «Оркестр», «Композиторы», «Где живут ноты», «Военные профессии», «Угадай мелодию», «Узнай песню по ритму», «Природа и музыка», в которую вошли репродукции известных художников и сопровождающая их музыка А. Вивальди и П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Блок нерегламентированной деятельности (совместная деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в группе):

В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.

Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням.

Музыкальная среда для детей от 1,6 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы,

(14 слайд):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» и «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан, набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

Музыкальная среда для детей 4—5 лет (средней группы):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет:

музыкальные инструменты - бубен, металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра;

• магнитная доска;

музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др. ;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

• атрибуты к танцевальным импровизациям ленточки, цветные платочки, яркие султанчики;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Музыкальная среда для детей 5-6 лет (старшей группы):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

музыкальные инструменты - бубны, барабаны, треугольники, металлофоны, пианино, аккордеон;

• портреты композиторов, иллюстрации по теме «Времена года»;

музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

музыкально-дидактические игры: «Веселые петрушки». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Повтори звуки», «Волшебный волчок» и др. ;

• атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Кот и мыши» и др.);

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Музыкальная среда для детей6-7лет (подготовительной группы):

Дополнительно к материалам старшей группы используется следующее:

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, дудочки, губные гармошки, барабаны и др.);

• портреты композиторов, альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;

• атрибуты к подвижным играм и атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов (косынки, веночки) газовые платочки, разноцветные ленточки;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей. Например, как в музыкально-дидактической игре «Повтори ритм», дети самостоятельно выбирают ведущего, он прохлопывает ладошками ритмический рисунок, или с помощью ударного инструмента, например, бубна или барабана, а участники игры должны его повторить. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, учитывается обстановка во всех возрастных группах, и в первую очередь соответствует комфортной и безопасной для ребёнка среде, требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

(15 слайд) Блок самостоятельной музыкальной деятельности

Возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными

играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

Родители, так же как и дети являются активными участниками образовательного процесса и проявляют живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, например, султанчиков из новогоднего дождика для танца «Серебристые снежинки», масок, костюмов для девочек для танца «Ёлочки», «Снеговики».

Благодаря применению развивающей среды у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, общие музыкальные способности – тембровый, ладовый слух, чувство ритма, танцевальное и песенное творчество.

Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что изготовление, пополнение, а затем использование пособий, материалов РППС в области «Художественно-эстетическое развитие», в направлении «Музыка» является важным средством повышения качества реализации ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО. Обновление содержания РППС способствовало развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

(16 слайд) Практическое значение работы заключается в том что, данный материал может использоваться другими педагогами в пополнении РППС.

(17 слайд) Результатом планомерной и систематической работы являются показатели педагогической диагностики в направлении «Музыка», имеющие положительную динамику:

• воспитанники 100% осваивают основную образовательную программу ДО;

• у детей повысились показатели музыкального развития на 20%, с 70% до 90%;

•дети самостоятельно придумывают несложные мелодии, используя в качестве образца русские народные песни, могут импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах;

•в игровой самостоятельной деятельности пользуются народными музыкальными инструментами и исполняют простейшие мелодии;

Хочется отметить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся, поэтому для себя определила следующие перспективы развития (18 слайд):

Продолжить работу по преобразованию развивающей среды в музыкальном зале. Для этого планирую вариативное использование предметов (мягкие модули, пуфы, различные дополнительные ширмы, панно на ткани, изменить общее цветовое решение и оформление помещения, чтобы оно могло трансформироваться по сюжетным линиям). Также планирую обогатить дидактический и наглядный материал (альбомы, открытки, игры и т. д.).

Приложение № 1

Список литературы:

1. Киреева, Л. Г. Организация предметно- развивающей среды – М.: Учитель. – 2009. –143 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Кирьянова, Р. А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждения» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12 с.

4. Нищева, Н. В. «Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду» – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» - Москва 2014г.

Прикреплённые файлы:

sem-nova_dce8g.pptx | 3530,62 Кб | Скачан: 115
 
Публикации по теме:

Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах по реализации ОО «Физическое развитие» Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе В нашей группе мы уделяем большое внимание организации развивающей предметно-пространственной среды. В группе создана комфортная развивающая.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Организация развивающей среды в направлении «Музыка», как средство повышения качества реализации ООП ДО
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 14:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт впечатления о лете «В музее В. С. Высотского»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...