Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе с учетом ФГОС

Светлана Ивановна Еньшина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе с учетом ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. И. Еньшина,

воспитатель МДОУ Новоуколовский детский сад

общеразвивающего вида «Росинка».

Всем известно, что образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно, функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

По мнению С. Л. Новоселовой, понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Я работаю воспитателем в первой младшей группе «Солнышко» МДОУ Новоуколовского детского сада общеразвивающего вида «Росинка». Это дети раннего возраста. Основными видами их деятельности являются предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т. д., общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. [2]

Чтобы обеспечить детям все эти виды деятельности в полном объеме, прежде всего, потребовалось создать полноценную развивающую предметно-пространственную среду в группе. Наш детский сад работает по ООП МДОУ Новоуколовского детского сада общеразвивающего вида «Росинка», которая разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, с учётом ФГОС дошкольного образования. При создании развивающей предметно-пространственной среды в группе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми к ППС примерной образовательной программы, и требованиями ФГОС ДО.

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде следующие:

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. .[1]

Предметно-пространственная среда организовывалась мной по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все оборудование расположено по периметру группы, чтобы не мешать свободному перемещению детей, их общению со сверстниками.

В группесозданы различные центры активности:

1. «Центр познания»,который обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей и включает в себя:

а) «Центр воды и песка», созданный для игр с водой и песком, экспериментирования. Рядом с центром располагаются емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы, плавающие игрушки, сита, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы.

б) Муляжи фруктов и овощей, фигуры диких и домашних животных, предметные картинки различной тематики.

в) «Уголок природы».

г) Картотека дидактических игр.

2. «Центр творчества», обеспечивающий решение задач активизации творчества детей.Центр включает в себя:

а) «Театральный уголок»,в котором находятся различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный. Имеются маски для драматизации и театрализации сказок.

б) «Уголок рисования», служащий для накопления опыта изобразительной деятельности. Здесь имеются специальные самостирающиеся доски с палочкой для рисования, трафареты, карандаши, краски, мелки, пластилин, шаблоны.

в) «Музыкальный уголок»,в котором размещены детские музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, маракасы, свистки, погремушки, гитара и т. д. Есть магнитофон, коллекция дисков с детскими песенками.

3. «Игровой центр», обеспечивающий организациюсамостоятельных сюжетно-ролевых игр: «Магазин». «Парикмахерская», «Кухня», «Семья», «Больница».

4. «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников. Все книги подобраны в соответствии возрасту детей, с яркими, красочными, интересными иллюстрациями.

5. «Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В центре находятся разноцветные надувные и резиновые мячи, кегли, скакалки, обручи.

В группе есть «уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. В уголке есть скамейка, несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.

Для развития мелкой моторики в группенаходятся специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

Все материалы размещены на открытых полках. Внешне они подобраны привлекательные, яркие. Игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка. Это способствует развитию его активности, самостоятельности.

В группе имеются конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые, обтянутые клеенкой блоки, разных форм, цвета, размера).

Конечно же, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в полной мере не отвечает требованиям ФГОС ДО, и в перспективе будет постоянно видоизменяться.

Каждый воспитатель детского сада должен знать, что есть ряд показателей, по которым он может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой средыи степень ее влияния на детей:

- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

-Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но хорошо всем слышен.

-Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

-Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. [1]

Если воспитатель видит, что дети ведут себя в соответствии хотя бы с одним из перечисленных показателей, то, значит, в вопросе создания развивающей предметно-пространственной среды он находится в нужном направлении.

Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда вызывает ощущение, при котором ребёнок активно способен проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, а также привлекает воспитанников к созданию окружающей обстановки, вовлекая в сам процесс преображения, и позволяет воспитателю содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.

Список использованной литературы

1. Т. И. Бабаева,Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 1. – 321 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155//Российская газета: Собрание законодательства Российской Федерации, - 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе с учетом ФГОС
Опубликовано: 26 октября 2020 в 15:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День сказки «Морозко» на МААМ

Очередной тематический день посвящен волшебной истории, интерес к которой возрастает с приближением Нового года. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы еще раз прочесть ребенку любимую сказку...

24 ноября. День моржа

Экологический праздник День моржа был учреждён в 2008 году. В последние дни осени эти животные, которые, наряду с белыми медведями, являются символами Арктики, откочёвывают на юг, на зимовку, и устраивают...

Изготовление открыток с элементами техники оригами к празднику «День Матери»
Материал будет интересен воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста. Назначение Открытка - это знак внимания, а открытка, сделанная своими...
Консультация «Происхождение детских страхов»
Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже...
Мастер-класс создания поделки из атласных лент «Подарок для мамы»
Самое высокое призвание женщины — быть мамой. "Мама" - первое слово, которое говорит ребёнок. Оно звучит одинаково на большинстве языках мира. Мама...