Лучший педагог года

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям

Александра Бережная
Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук, специалист в области возрастной психологии) называет этот период «возрастом нераскрытых резервов», а советский психолог Лев Семенович Выготский подчеркивал, что ребенок в раннем возрасте «сензитивен во всем», то есть у него проявляется высокая индивидуальная чувствительность. Следует подчеркнуть, что именно в этот период развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни, поэтому значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно – психического развития. Они не попадают вовремя в поле зрения специалистов, находясь вне системы дошкольного образования, и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. А ведь ребенку в период до 3 лет присущи огромные потенциальные ресурсы развития.

Публикация «Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям» размещена в разделах

Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира. Базовые потребности малышей не удовлетворяются, поэтому родителей ставят в педагогический тупик негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, что является индикатором детско-родительских отношений. Поэтому нередко можно услышать от родителей, от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел». Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса наступит свой психологический возраст. В результате возникла необходимость создания единого образовательного пространства, расширения вариативности представляемых детям образовательных услуг.

В 2016 году на базе нашего структурного подразделения «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» была создана Служба ранней помощи (СРП, основанная на инновационной форме взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Служба формируется из числа сотрудников центра : руководителя структурного подразделения и педагога - психолога (раннего возраста) Бережной А. Н. ; учителя - дефектолога (Дорогань Е. А, учителя - логопеда (Остапенко В. Н.) Для оказания комплексной помощи семьям при необходимости привлекаются специалисты МБУЗ ЦРБ.

Для успешной и эффективной работы Службы нами были поставлены следующие цели и задачи:

- раннее выявление риска развития нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет;

- предоставление консультативной помощи родителям для выстраивания маршрута роста и развития ребенка, планирования его жизни в будущем, а также поддержка воспитательной компетентности родителей и других членов семьи.

- содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

- обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

Задачи:

-оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психологическую поддержку их семей;

- включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Для этого были разработаны следующие направления работы Службы ранней помощи :

1. Диагностическое

2. Коррекционно – развивающее

3. Консультативное

4. Информационно – просветительское

Оказание помощи семье начинается с момента ее обращения в Службу.

В рамках приема специалистами выясняется, нуждается ли ребенок и его семья в помощи. Собираются первичные данные о ребенке и его семье, оцениваются потребности семьи и ребенка, проводится оценка соматического здоровья ребенка, его двигательное, коммуникативное, познавательное, эмоциональное развитие, особенности взаимодействия матери и ребенка. По результатам знакомства с семьей и ее запросом, родителям предлагается посещение групповых или, по необходимости, индивидуальных занятий со специалистом. В диагностической работе нашей Службы были разработаны специально подобранные методики для данной возрастной категории, основанные на «Диагностике развития ребенка раннего возраста» Елены Антоновны Стребелевой. Задания направлены на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление уровня развития у ребенка целостного восприятия, сенсорного развития, развития ручной моторики.

В первую очередь, проводится диагностика эмоционально - волевой сферы ребенка. Она направлена на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями, диагностируется компетентность родителей в восприятии детей.

(Опросник А. И. Зарова (Анатолия Ивановича) «Идентификация детей с родителями; игра в семью»)

А вот коррекционно - развивающее направление реализуется проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми. В настоящее время в Службе ранней помощи функционируют 4 группы детей от 4 до 6 человек с разным уровнем развития. В 2017 (две тысячи семнадцатом году) я разработала дополнительную образовательную программу «Играем вместе», основанную на программе «Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста» детского психолога Юлии Александровны Афонькиной и ведущего российского социолога Елены Леонидовны Омельченко.

При организации индивидуальных занятий для ребенка разрабатывается индивидуальная программа помощи. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями.

По окончании реализации программы определяется эффективность работы.

В том случае если результаты регулярной коррекционной работы не дают положительных результатов, родителям рекомендуются прохождение ПМПК АР. Консультативное направление включает в себя оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого - педагогической поддержки семьи ребенка младенческого и раннего возраста. На данный момент консультативную помощь получили более 30 семей по разным направлениям: трудности в познавательной сфере, нарушения пищевого поведения, соматических проявлениях. В отдельных случаях на консультацию приходили не только родители, но и близкие родственники ребенка.

Информационно – просветительское направление включает в себя выступление на родительских собраниях в ДОУ, предоставление информации на информационных стендах, публикации в печатных изданиях, на сайте Центра, буклеты. В ноябре родители получили памятку о важности развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Хочу отметить, что в результате нашей работы, в первую очередь у ребенка успешно развиваются взаимодействие со взрослыми, внимание, мелкая моторика и поведение.

Можно с уверенностью сказать о положительных результатах деятельности Службы ранней помощи. Опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в познавательной сфере, общении, поведении дают положительный результат и позволяют нам намечать новые пути развития в работе с детьми раннего возраста. (разработать программы от индивидуальной программы в групповую).

Публикации по теме:

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

Организация коррекционно-педагогической помощи семьям в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ .

Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования.

Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям» Автор консультации: воспитатель, первой квалификационной категории Гончаренко Юлия Станиславовна СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО Наш детский сад был выбран площадкой для организации Службы ранней помощи не случайно. Накоплен значительный опыт коррекционной работы,.

Оказание ранней помощи на базе консультативного центра ДОУ Тема выступления: «Оказание ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативных центров на базе детских садов города (презентация.

Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим.

Организация психологической помощи детям дошкольного возраста Л. С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития.

Отчёт о реализации проекта «Мини-огород» в Центре ранней помощи детям с ОВЗ Педагогический проект «Мини огород» Срок реализации проекта : май- август 2018 года Цель проекта : Формирование у детей элементарных знаний.

Занятие на тему «Прослушивание сказки «Маша и медведь» с детьми 7–12 лет в центре социальной помощи семье и детям Цель: Приобщать детей к театральной культуре. Задачи: Совершенствовать театральные навыки. Развивать правильное речевое дыхание. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям
Опубликовано: 12 марта 2019 в 13:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД