Получи документы

Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Наталья Фефелова
Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Петушок» корпус «Колосок»

Фефелова Н. А.

«По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» Л. С. Выготский

Что такое сюжетно-ролевая игра? Это-жизненная лаборатория детства.

Игра имеет огромное значение в развитии ребенка, т. к. :

Игра развивает потенциальные возможности детей. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт,

Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе» размещена в разделах

В игре развиваются психические процессы: способность к воображению, образному мышлению,

Игра-это форма моделирования отношений. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольного детства и нам, педагогам, необходимо формировать игровые умения, предпосылки творческой игры детей, в которой реализуются разнообразные содержания, взаимодействие со сверстниками.

Отметим развивающие функции игры :

1. Сначала это цепочка условных действий с предметами.

2. Далее это цепочка специфических ролевых взаимодействий.

3. И на последнем этапе, игра строится как последовательность разнообразных событий.

Из вышесказанного следует, что игра формируется этапно:

Эльконин выделяет 3 ступени развития игры :

1 ступень: ранний возраст.

Предметная игра.

Ребенок усваивает условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

2 ступень: дошкольный возраст.

Сюжетно-ролевая игра.

Ребенок умеет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

3 ступень: старший дошкольный возраст.

Игра с правилами.

Игра- последовательность разнообразных событий, ролевых взаимодействий, подчиненных определенным правилам.

Выготский и его последователи (Кравцова, Гурова) определяют другую модель.

1. Предметная деятельность. (ранний возраст)

2. Простейшая режиссерская игра. (2,5-3 года)-изображение действий взрослого.

3. Образно-ролевая игра. (4 года)-действия в соответствии с ролью.

4. Сюжетно-ролевая игра. (4-5 лет)

5. Игра с правилами. (5-7 лет)

6. Режиссерские игры. (7 лет)- на новом, сложном уровне.

Рассмотрим систему организации игры.

В раннем возрасте ИГРА-это предметные действия на основе подражания.

В раннем возрасте педагог организует условия для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Формирует условное игровое действие.

Что делает взрослый? Приемы руководства (Аксарина)

1. Взрослый обеспечивает игру игровым материалом, расширяет знания детей об окружающем.

2. Взрослый использует прямой метод руководства-показ.

3. Дает словесные указания, направляет игру.

В первой младшей группе –это сюжетно-отобразительная игра

- У ребенка появляются предметно-опосредованные действия (использование копии настоящей вещи)

- У ребенка появляются условные действия (с предметом –заместителем)

- У ребенка появляются действия с воображаемым предметом (действия без предмета)

Что делает взрослый? Приемы руководства.

Педагог формирует условное игровое действие. Организует условия для взаимодействия детей друг с другом.

Во второй младшей группе необходимо провести диагностику развития игры у детей, чтобы понять, как развита игра.

Воспитатель для этого создает необходимые условия и проводит наблюдения. (тестовые задания, методика проведения в отдельном файле)

Ребенок к 3 годам должен уметь выполнять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями.

К младшему дошкольному возрасту у ребенка формируются важные умения, необходимые для самостоятельной игры :

-ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Петя, а «шофер»,

- ребенку нужно уметь обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Петей, а «шофером» автобуса).

Когда идет речь о диагностике развития игры у детей, необходимо обратить внимание на показатели развития игровой деятельности.

Педагоги и психологи предлагают оценивать развитие игры по двум моделям.

Первая со следующими критериями:

- Основное содержание игры

- Характер игровой роли

- Характер игровых действий

- Отношение к правилам

Вторая со следующими критериями:

- Мы оцениваем у детей развитие замысла

- Содержание

- Сюжет

- Развитие ролевых отношений

- Игровые действия, использование предметов

- Соблюдение правил

Во второй младшей группе присходит переход от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре.

У ребенка обогащается речь, появляются совместные действия, поведение носит преднамеренный характер. Дети проявляют интерес к событиям, сказкам, историям, стихам, т. е. расширяются представления о предметном мире и его событиях.

Во второй младшей группе складывается сюжетно-ролевая игра.

В младшем дошкольном возрасте педагог формирует у детей игровые действия:

• Действия с игрушками. Воспитатель играет вместе с детьми.

• Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ребенок берет на себя роль.

• Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера. Ребенок принимает роль партнера, формируется ролевой диалог.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируется ролевое поведение.

Оно складывается из действий с предметами и ролевой речи.

1. Использование взаимодополнительных ролей, которые требуют взаимодействия с другой ролью (мама-дочка, доктор-пациент).

2. Использование независимых ролей.

3. Ролевая речь, направленная на других (доктор узнает у пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ). Речевое взаимодействие развивается не только в игре, но и в режимных моментах, и на прогулке. Складывается ролевой диалог.

Какими методами и приемами руководствуется педагог, развивая игру во второй младшей группе?

В младшем дошкольном возрасте педагог использует

методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры.

• Воспитатель берет на себя главную роль.

• Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

«Параллельная игра» (воспитатель-мама, кукла-дочка, ребенок-мама, зайка-сынок).

• Активизирующее общение взрослого с детьми (педагог пробуждает к применению детьми новых способов решения игровой задачи).

• Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

• Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В младшем дошкольном возрасте педагог использует

методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

• Воспитатель- участник игры.

• Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера).

• Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

• Создание разновозрастных игровых триад (дочка-мама-сестра мамы-бабушка).

В младшем дошкольном возрасте педагог использует

косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.

• Обновление игровых уголков (внесение новых предметов-заместителей, съемных панелей).

• Изменение игровой среды (больница «превращается» в семью, семья в кафе).

• Наблюдение, экскурсия.

• Игра в телефон (воспитатель направляет, назначает следующее игровое действие, расширяя игру, не давая ей «угаснуть»).

• Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Педагог осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой.

• Определяет цель игры, задачи, приемы и методы работы.

• Привлекает детей к изготовлению необходимой атрибутики.

• Дает советы, направленные на развитие игры. Они обогащают содержание игры. Педагог направляет воображение детей, влияет на развитие сюжета, побуждает детей к общению.

• Педагог -участник игры. Педагог выполняет ведущую роль.

• Использует сюрпризные моменты т. к. детям данного возраста это особенно интересно.

• Изменяет предметно-игровую среду, поддерживая интерес к игре, развивая самостоятельность и творчество ребенка.

• Анализирует прошедшую игру с детьми. Анализирует игру с позиции педагога. Выясняет все плюсы и минусы, чтобы учесть их в дальнейшем.

В младшем дошкольном возрасте закладываются перспективы для развития сюжетно-ролевой игры в дальнейшем :

Педагог работает над:

• Формированием умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

• Формированием умения менять игровую роль.

• Формированием умения обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

В заключении хочется сказать, проводить сюжетно-ролевые игры надо систематически.

На каждом возрастном этапе (в раннем возрасте, младшем дошкольном, старшем дошкольном возрасте педагогический процесс по организации игры должен быть двучастным, состоящим из:

-ситуации формирования игровых умений, где взрослый – «играющий партнер»,

-и самостоятельной детской игры, в которую взрослый лишь обеспечивает условия для нее.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Уважаемые педагоги предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для выявления проблем в организации сюжетно-ролевой игры. 1. Что такое.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Куклы на прогулке» с детьми ОИН в младшей группе Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении.

Организация проведения сюжетно-ролевой игры «К нам гости пришли»Организация проведения сюжетно-ролевой игры «К нам гости пришли» Цель: закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми. Задачи: - учить детей отражать в игре бытовые ситуации; -развивать в детях.

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» На дальних подступах к врачу Больной шумит: «Талон хочу!» Регистратура тут как тут. «Пожалуйста! Только вас и ждут! Отдайте в гардероб.

Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий»Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках реализации годовой задачи нашего сада "Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры".

Организация сюжетно-ролевой игры для девочек «Салон красоты»Организация сюжетно-ролевой игры для девочек «Салон красоты» Нравится работать Соне Парикмахером в салоне – Причесать, постричь, завить, Лаком для волос облить. Косметологу же Асе Нравится ресницы.

Организация сюжетно-ролевой игры на участке летомОрганизация сюжетно-ролевой игры на участке летом Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания.

Организация сюжетно-ролевой игры «Почта» в разновозрастной группеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Почта» в разновозрастной группе . Ширмы и атрибуты своими руками Каждому педагогу хорошо известно, если игра увлекает ребёнка, он готов играть часами, целиком погружаясь.

Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные»Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные» Поступил сигнал тревожный В часть пожарную о том, Что в весенний день погожий Загорелся кошкин дом. Дом горит, как лист бумажный, Застилает.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Катя заболела» с детьми ОИН в младшей группе Цель. Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр. Материал и оборудование. Шпатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе
Опубликовано: 13 августа 2020 в 05:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД