Приложение МААМ

Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Фокина
Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение.

Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте детских видах деятельности. В нём прописаны следующие показатели интегративного качества "Любознательный, активный", которые он может приобрести в результате освоения программы:

• интересуется новым, неизвестном в окружающем мире

• задаёт вопросы

• любит экспериментировать

• способен самостоятельно действовать.

Публикация «Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных для решения этих задач.

ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций, как на уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного процесса.

На уровне теории:

1. Отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепции "активного ребёнка" и вклад ребёнка в своё образование.

2. Отказ от концепции "ведущей деятельности", все виды детской активности имеют равное значение — не только игра, но и исследовательская активность.

На уровне процесса:

Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между активностью ребёнка и активностью взрослого выстраивается элемент наблюдения, целью которого является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с те, будучи в не состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

В связи с этим особый интерес и представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи в той или оной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия. В которых раскрывается содержание данного объекта.

На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В пункте 3.3. 6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Л. С. Выгодской писал: "Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. "

Исследовательская деятельность, имея в виду активность ребёнка, впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого диффериенсация восприятия, возникает простейшая категоризация предметов, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, основанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.

Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме появляется в виде так называемого — детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как) Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности является - исследовательская.

В наиболее полном развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает:

Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить

Предлагает возможные решения

Проверяет решения, исходя из данных

Делает выводы

Делает обобщение

Интересные представления В. В. Кларина об уровнях исследовательской деятельности зарубежных дидактов, они предлагают:

1. Ставится проблема, методы её решения (решение и поиск дети осуществляют самостоятельно).

2. Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам

3. Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно ребёнком.

2. Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного возраста.

Как и любая деятельность — исследовательская имеет свою структуру:

Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораториях", условиях, как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

• Развитие мыслительных процессов

• Развитие мыслительных операций

• Освоения метода познания

• Развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание:

Информация об объектах и явлениях.

Мотив:

Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный возраст : "Узнать-научиться — познать".

Средства:

Язык, речь, поиск действия.

Формы:

• Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия :

• Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.

Результат:

• Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования.

В процессе исследований ребё нок отвечает на вопросы: Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?

3. Особенности организации исследовательской деятельности старших дошкольников.

При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит уже полностью к детям, а педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.

Эти задания бывают двух типов: прогнозированные последствий прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном.

Начинается вводиться длительный эксперимент, в процессе которого устанавливается общие закономерности явлений и процессов.

Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет усваивать приём классификации.

Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности. У самых старших дошкольников (подготовительная к школе группа) проведение экспериментов является нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Если дети сами задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности.

В этом возрасте доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы. Если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркие, красочные описания увиденного. Со старшими дошкольниками можно начать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1. Дети проводят исследование, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия педагога с детьми.

Исследовательская технология строится на основе деятельного подхода, когда ребёнок получает новые знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе практической деятельности.

Существует классификация детского экспериментирования:

По характеру объектов, используемых в экспериментировании: опыты: с растениями, животными, с объектами неживой природы.

По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке.

По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.

По продолжительности: кратковременные (5–15 минут) длительные (свыше 15 минут)

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, однократные, многократные, циклические.

По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.

По месту в цикле: первичные, повторение, заключение, итог.

По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

4. Методика организации исследовательской деятельности.

В соответствии с основами общеобразовательной программы "От рождения до школы" воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми.

Важным условием постановки задач является - создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда дети не могут решить её сразу.

Самостоятельная работа в такой ситуации носит проблемный характер, учитывается жизненная значимость, интерес к поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами, а незнание — частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения.

Цель исследовательского обучения : развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. В соответствии с целью отсюда вытекают задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.

Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности- от простых к более сложным.

В процессе организации деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установления аналогий. В процессе обучения исследовательской деятельности происходит переход от принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению.

Технология по исследовательской деятельности заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Опираясь на любознательность детей, нужно проводить занятия в форме познавательной деятельности взрослого и ребёнка, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнёрская позиция воспитателя, которая сопутствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь, что получится не правильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятному эмоциональному комфорту. Партнёр - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, ставим перед собой цели:

• Развивать познавательную инициативу ребёнка (любознательность)

Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта: причинно-следственные, родовые, пространственные и временные отношения.

• Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических действий к уровню символического действия.

• Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений

• Расширить кругозор посредством выведения за пределы непосредственного практического опыта в более широкую и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Примерная структура занятия-исследования :

• Постановка исследовательской задачи (привлекательный организационный момент)

• Уточнение правил безопасности

• План исследования (обсуждение идей, предположений)

• Выбор оборудования, размещение

• Распределение детей на подгруппы, выбор командира

• Выполнение исследования

• Анализ и обобщение результатов эксперимента

Использую следующие формы организации исследовательской деятельности :

• Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование)

• Совместно-групповая (познавательно –исследовательское, учебная деятельность)

• Индивидуальная (исследование)

А также: занятия-эксперименты, работа в мини – лабораториях, организация мини-музея, мини-конференции, просмотр кинофильмов и мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность (выпуск газет, создание буклетов)

В процессе исследовательской работы :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со стороной обитания.

Развивается речь ребёнка

Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

Формируется самостоятельность.

Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется огромный интерес к расследованиям, экспериментам, опытам. Поэтому к организации исследовательской работы нужно подключать родителей.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования".

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование, как метод обучения/Управление ДОУ №4-2004, с. 84-92. /

3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4, 5. 2003.

4. Прохорва Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под редакцией Прохоровой Л. Н. М,2004.

5. Савенков А. И. Развитие исследовательских способностей детей. /Дошкольное образование 2004.

6. Веракса. Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Серия Библиотека. Программа «От рождения до школы»

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Конспект самостоятельной деятельности «Весна» детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ЦРР – Бардымский детский сад № 4» Конспект самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома» Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста .

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Раскрывается.

Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста. Слайд 2 Ранний возраст является ценным возрастным этапом.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Презентация «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» ПРИЛОЖЕНИЕ. Познавательно-исследовательская среда в группе младшего возраста. Центр Образовательные задачи Примерное содержание Предполагаемая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 08:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фокина (УИ 779775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД