МААМ-картинки

Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ. Песочная терапия

Ольга Жидких
Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ. Песочная терапия

Введение:

Актуальность песочной терапии (пескотерапии) в психолого-педагогической практике обусловлена тем, что данный метод психической коррекции благотворно влияет на развитие интеллекта ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно проходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация детей к образовательной деятельности.

Публикация «Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ, Песочная терапия» размещена в разделах

Также, песок обладает замечательным свойством - избавлять от негативной психической энергии, в процессе чего происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Именно поэтому эмоционально-личностное развитие ребенка можно считать приоритетным направлением песочной терапии.

Игры с песком способствуют:

• развитию тактильной чувствительной чувствительности и мелкой моторики рук;

• снятию мышечного и эмоционального напряжения;

• развитию активности, обогащению жизненного опыта;

• навыку соотношения игры с реальной жизнью, осмысливанию происходящего;

• развитию творческого мышления и воображения

• расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной речи

• развитию восприятия.

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности и яркое проявление чувств, так как игры с песком насыщены разными эмоциями, (восторгом, удивлением, волнением, радостью) что позволяет создавать символические образы, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека. Песочная сказочная страна – не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

Основные принципы игры с песком:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого важно подбирать деятельность, соответствующую возможностям ребенка;

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)

Проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот).

Игры и упражнения по песочной терапии :

1. Упражнение «Здравствуй, песок

Цель: снижение психофизического напряжения.

Педагог предлагает ребенку познакомиться с песком различными способами:

• дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

• дотрагиваться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетереть песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея : «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея : «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».

5. Упражнение «Здравствуй, Весна!

Цель: развитие зрительного восприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Перед ребенком выставляется иллюстрация «весна». В песок педагог прячет маленькие картинки с изображениями времен года. Задача ребенка отыскать в песочнице картинки, на которых изображены признаки весны (аналогично можно выполнять упражнение с другими временами года).

6. Упражнение «Спасаем льдинки»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия.

В качестве стимульного материала для имитации льдинок используем большие бусины, камни марблс, бусы кристаллообразной формы и прочее.

Педагог : «посмотри на нашу весеннюю картину, речка разливается, лед тает и льдинки уплывают далеко-далеко. Давай поможем нашим льдинкам и спасем их.

Задача ребенка обеими) руками откапывать «льдинки» из песка.

Также, для усложнения, можно выполнять задание на время. Например, спасти все льдинки пока звучит музыка(1-2 минуты, как только выключается музыка - упражнение закончено.

7. Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание:

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

8. Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея : «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ. Песочная терапия
Опубликовано: 25 октября 2022 в 11:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД