Ольга Жидких
Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ. Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Актуальность песочной терапии (пескотерапии) в психолого-педагогической практике обусловлена тем, что данный метод психической коррекции благотворно влияет на развитие интеллекта ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно проходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация детей к образовательной деятельности.
Публикация «Основные методы коррекции в работе педагога-психолога ДОУ, Песочная терапия» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Также, песок обладает замечательным свойством - избавлять от негативной психической энергии, в процессе чего происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Именно поэтому эмоционально-личностное развитие ребенка можно считать приоритетным направлением песочной терапии.
Игры с песком способствуют:
• развитию тактильной чувствительной чувствительности и мелкой моторики рук;
• снятию мышечного и эмоционального напряжения;
• развитию активности, обогащению жизненного опыта;
• навыку соотношения игры с реальной жизнью, осмысливанию происходящего;
• развитию творческого мышления и воображения
• расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной речи
• развитию восприятия.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности и яркое проявление чувств, так как игры с песком насыщены разными эмоциями, (восторгом, удивлением, волнением, радостью) что позволяет создавать символические образы, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека. Песочная сказочная страна – не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.
Основные принципы игры с песком:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого важно подбирать деятельность, соответствующую возможностям ребенка;
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
Проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот).
Игры и упражнения по песочной терапии :
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Педагог предлагает ребенку познакомиться с песком различными способами:
• дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;
• дотрагиваться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетереть песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея : «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Дыхательное упражнение «Песочный ветер»
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея : «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».
5. Упражнение «Здравствуй, Весна!
Цель: развитие зрительного восприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Перед ребенком выставляется иллюстрация «весна». В песок педагог прячет маленькие картинки с изображениями времен года. Задача ребенка отыскать в песочнице картинки, на которых изображены признаки весны (аналогично можно выполнять упражнение с другими временами года).
6. Упражнение «Спасаем льдинки»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия.
В качестве стимульного материала для имитации льдинок используем большие бусины, камни марблс, бусы кристаллообразной формы и прочее.
Педагог : «посмотри на нашу весеннюю картину, речка разливается, лед тает и льдинки уплывают далеко-далеко. Давай поможем нашим льдинкам и спасем их.
Задача ребенка обеими) руками откапывать «льдинки» из песка.
Также, для усложнения, можно выполнять задание на время. Например, спасти все льдинки пока звучит музыка(1-2 минуты, как только выключается музыка - упражнение закончено.
7. Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание:
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
8. Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея : «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.