Лучший педагог года

Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию

таня новикова
Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию

Корни национальной психологии, национального характера, мышления и

самосознания закладываются в дошкольном детстве. В этот период активно

формируются нравственные нормы поведения, закладываются основы таких

чувств и качества характера, которые невидимо, но глубоко и крепко

связывают его со своим историческим корнем, влияют на формирование

исторической памяти, любви к родителям, близким, отчему дому, народу,

чувства преданности Родине, закладываются основы национального

менталитета.

Публикация «Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию» размещена в разделах

Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она

влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее

творческих способностей, активизирует продуктивную деятельности,

способствует формированию самостоятельности детей.

Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип

представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную

задачу, учит добру и красоте, мудрости и сопереживанию.

Как свидетельствует анализ психолого-педагогических источников,

нравственное становление дошкольника оптимально реализуется тогда,

когда ребенок растет и развивается, усваивая духовное наследие своего

народа. Когда в воспитательном процессе широко используются вековые

средства влияния, благодаря которым каждое последующее поколение,

практически продолжает национальные традиции и обычаи, семейно-

бытовую и общественную культуру.

Традиция является основным механизмом передачи из поколения в

поколение духовных ценностей, идеалов, которые лежат в основе народного

характера.

Обычай - это бытовая традиция. Функционирование традиций и обычаев

обеспечивается социально-психологическими механизмами: эмоциональной

заразительностью, наследованием, переубеждением. Придерживаясь

традиции той или иной социальной среды, человек выражает солидарность

и принадлежность к нему. За это он получает от него одобрение и

поддержку - источник позитивно окрашенного, приятного эмоционального

состояния, которое можно назвать чувством защищенности и поддержки.

Народ всегда выступал воспитателем молодого поколения, только народное

воспитание, отмечал К. Д. Ушинский, является, живим органом в

историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает

чрезвычайное воспитательное воздействие на формирование национального

характера, национальной психологии человека. Неудивительно ли после

этого, что воспитание, созданное самим народом и построенное на

народных основах, имеет воспитательную силу, которой нет в наилучших

системах, построенных на абстрактных идеях или заимствованных у других

народов.

Значительный интерес представляют работы, в которых раскрываются

прогрессивные достижения народной педагогики, определяется роль

народной игрушки в воспитании детей. Отмечается, что дети всех народов

мира имеют характерную черту – естественное стремление к игре. По

своему содержанию игры детей тесно связаны с жизнью, трудом и

поведением взрослых членов общества. Сюжеты игр очень разнообразны.

Они меняются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка.

Народная педагогика выделяет две основные группы игр – спонтанные и

сюжетные (ролевые). Игры первой группы возникают сами по себе. Во время

их дети наследуют функции взрослых, те, которые в будущем станут для них

серьезной обязанностью. В массовой практике народного воспитания

ребенок приобщается к игре очень рано. Первые формы игры появляются

уже во втором полугодии первого года жизни ребенка. Это разнообразные

манипуляционные действия с разными предметами. К завершению

раннего детства с развитием самостоятельности ребенка, появляется

ролевая, или творческая игра, как основной вид игровой деятельности.

Ролевой она называется потому, что дети стремятся выполнить в ходе игры

определенные функции взрослого человека. В ролевых играх отображается,

как правило, все то, что придется делать ребенку, когда он станет взрослым.

Дети очень наблюдательны, внимательны и впечатлительны, склонны к

подражанию. Все, что они слышат, видят в семейной и общественной жизни,

труде, отображается в их играх. Подражая старшим, дети играют «в свадьбу»,

нянчат младенцев, участвуют в строительстве домов, мостов, приготовлении

еды. То есть делают то, что они со временем будут делать в реальной жизни.

В этих играх девочки выполняют функции женщин, а мальчики – мужчин.

Реакция, на увиденное, бывает очень оперативной. Например, достаточно

ребенку побывать в магазине, как он сразу под свежим впечатлением,

начинает играть в магазин, а после посещения врача - в больницу.

Дети также любят представлять себя в роли животных – котов и собак,

кукушек, курочки, петушка и многих других. То, что в обыкновенной

неигровой ситуации для ребенка является скучным и утомительным, в игре,

благодаря ее эмоциональной привлекательности, делается легким и

увлекательным. Правильно организованная игра является действенным

методом формирования таких черт характера как дисциплинированность,

сообразительность, смелость, организованность, сдержанность. Кроме того,

игра учит напрягать усилия, руководить собой, быть точным, придерживаться

правил поведения, действовать в коллективе. Игры, которые отображают

труд взрослых, способствует трудовому воспитанию детей.

Кроме ролевых игр, в детской среде бытуют предложенные народной

педагогикой игры с готовыми правилами – подвижные и умственные, или

дидактические, которые способствуют физическому и интеллектуальному

развитию детей. Выдающиеся педагоги высоко оценивали роль игры в жизни

детей.

Игрушка, являясь постоянным спутником детской игры, условно отображает

реальные предметы, вещи, предназначенные для игр и забав. Игрушка

воспроизводит предметы жизненной и общественной деятельности в

упрощенной и схематизированной форме, такое обобщение

приспосабливает ее к особенностям детей определенного возраста.

Народная игрушка существует в быту с давних времен. Тематика, образы и

содержание игрушек разных народов очень похожи между собой. Они

отображали особенности народного труда и быта, способы изготовления и

оформления.

Необходимо отметить, что кустарная русская народная игрушка

изготовлялась в духе древнерусских народных искусствоведческих и

педагогических традиций и одновременно несла в себе и национальную

окраску. Наиболее популярными были игрушки, которые воспроизводили

предметы домашнего употребления, орудия сельскохозяйственного труда,

средства транспорта, домашние животные, а также кукла.

Мальчики, подражая своим родителям, делали лодочки, тележки,

мельницы, вертушки. Девочки охотно делали игрушки из глины, воска,

травы, кочанов капусты. Наиболее любимой игрушкой для них была кукла, с

которой они вели себя как с живым существом, Они с ней разговаривали,

одевали, шили для нее одежду. Как правило, каждая кукла кого-нибудь

олицетворяла - маму, бабушку, тетку, детей, играя куклами, девочки

готовили себя к будущим обязанностям взрослого человека – обязанностям

жены, матери и хозяйки дома.

Большое влияние на детей оказывают игрушки, которые характеризуются

художественным совершенством. К этому стремились народные умельцы,

изготавливая красивые и привлекательные игрушки. Не случайно в

разговоре, когда кто-нибудь хочет подчеркнуть красоту в чем-либо, говорили:

«Красива, как кукла»

Этнопедагогика содержит в себе ценнейший опыт нашего народа по

всестороннему воспитанию детей. Народная игрушка многофункциональна и

очень эмоциональна, благодаря ей, малыши удовлетворяют и эстетические

потребности, и любознательность, и неутомимое стремление к движению, и

творческое мышление, предрасполагают к коллективному сотрудничеству.

Анализ педагогических исследований свидетельствует о том, что игрушка

выступает важным средством познания окружающего мира, приобщает

ребенка к осознанной деятельности, через действие с игрушкой он

приближается такому способу, который требует от него вещь, символом

которого является конкретная игрушка. Из случайных движений, которые

ребенок осуществляет над вещью, постепенно отрабатывается необходимое

действие, формируется воображение ребенка о вещи и способы действия с

этой вещью.

В игрушке любая вещь приведена в соответствие с размерами к человеку и

представлена так, что ребенок может обхватить ее руками целиком. Через

действие с игрушкой формируется движение ребенка, посредством которого

видна общественная необходимость действия, соответствующего

общественной деятельности.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию
Опубликовано: 14 мая 2021 в 20:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД