Лучший педагог года

Особенности адаптации детей к ДОУ

Ирина Муравьева
Особенности адаптации детей к ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие быстрой и эффективной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации. Сделан акцент на активном взаимодействии педагогов и родителей в организации процесса адаптации воспитанников.

Публикация «Особенности адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах

Адаптация детей к дошкольной образовательной организации – это процесс приспособления к новым условиям. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Возможно, со стороны все кажется простым и понятным: в дошкольной образовательной организации имеются разнообразные условия для нахождения в нем ребенка; разработаны и действуют программы развития; работают опытные специалисты, педагоги, воспитатели; воспитательно-образовательный процесс построен с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы ребенок быстрее привык к новому окружению, создается веселая, позитивная обстановка с большим количеством игрушек, развивающих приспособлений, музыкального сопровождения; его вовлекают в дидактические и в подвижные игры, то есть создаются все условия, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не скучал по своему дому. Родителям остается лишь привести своего ребенка и больше ни о чем не беспокоиться.

Однако научно-теоретические исследования и педагогическая практика свидетельствуют, что процесс адаптации к новым условиям для каждого ребенка проходит по-разному и выделяют факторы, от которых во многом зависит успешное ее протекание.

В первую очередь важно помнить, что только здоровый, физически ак-тивный ребенок достаточно быстро адаптируется к новым условиям, распорядку дня и к новым людям. Нервным и соматически- ослабленным детям приходится, как правило, значительно труднее в детском учреждении.

Успех адаптации ребенка также зависит от уклада жизни в семье, характера воспитательных воздействий. Если в семье слишком жесткие, властные условия, или наоборот, попустительские условия вседозволенности, то ребенку будет достаточно сложно влиться в новый коллектив, найти общий язык с другими детьми.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к другим детям. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, видят в них врагов или противников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в контактах со взрослыми создают серьезные проблемы в период адаптации.

Поэтому существенную роль в адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации имеют специально созданные педагогические условия, оказывающие влияние на ее успешность. Нами выделены следующие основные педагогические условия для проведения адаптационного периода ребенка третьего года жизни.

Первое условие – это выявление и учет привычек ребенка. Как бы это не казалось странным, но если воспитатель не будет знать о том, что, допустим, ребенок не заснет, пока его не погладят по спинке, то с адаптацией такого малыша будут значительные проблемы. Мало кто из детей третьего года жизни может объяснить свое желание, поэтому чаще всего дети просто капризничают, плачут и отказываются выполнить просьбу воспитателя. А причина достаточно банальна – воспитатель не знает особенностей и привычек своего воспитанника, не уточнил у родителей, к чему привык их ребенок.

Второе условие предполагает создание комфортной обстановки в группе, атмосферы домашнего уюта посредством организации развивающей положительно эмоциональной среды, включающей в себя активную игровую деятельность и образовательный процесс без перегрузки лишней информацией. Поэтому занятия должны быть не длительными, увлекательными и чередоваться с подвижными играми. Только вовлечение ребенка в игру, создание соревновательного элемента способствует быстрой заинтересованности ребенка в участии и способствует эффективной адаптации к нахождению в образовательном учреждении.

Третье условие направлено на приближение домашнего режима воспитания ребенка к режиму, принятому в детском учреждении. Здесь важно помнить, что не в детском учреждении подстраиваются под режим ребенка, а родители должны создать домашнюю среду, как можно более схожую со средой образовательного учреждения. Для этого педагог должен чаще общаться с родителями ребенка, посещать семьи воспитанников для установления более тесного взаимодействия, ознакомления с условиями воспитания в семье, привычками ребенка; проводить консультационную работу по вопросам оптимального распорядка дня для детей третьего года жизни, приучения ребенка к процедурам питания, физической активности и дневного сна, др.

Четвертое условие характеризуется активным привлечением родителей к процессу адаптации детей в дошкольном учреждении и предполагает разработку специальной программы по приобщению родителей к процессу адаптации, а затем и к процессу воспитания и образования своих детей в стенах образовательного учреждения. Хорошо зарекомендовали себя еженедельные вводные занятия, на которых проводятся консультации по изготовлению домашних поделок, распределяются и репетируются роли для детских мини-спектаклей и игр-драматизаций, др. В этом случае родители становятся непосредственными участниками каких-либо важных событий группы, в которую поступает ребенок. С одной стороны, это повышает возможности педагога по просвещению родителей в вопросах воспитания ребенка, а с другой, способствует улучшению процесса адаптации ребенка к детскому учреждению.

Пятое условие – доброжелательный настрой всех участников оказания образовательных и воспитательных услуг в дошкольной образовательной организации. Ошибочным считается мнение, что адаптация ребенка зависит лишь от деятельности одного педагога. Ребенок третьего года жизни очень тонко чувствует настроение окружающих его людей. И если один из педагогов прилагает усилия, чтобы ребенку было комфортно в группе, а допустим, нянечка, в плохом расположении духа, выстраивает отношения с воспитанниками, основываясь на власти и подчинении, то процесс адаптации у детей будет очень продолжительным.

Реализация предлагаемых педагогических условий способствует более эффективной адаптации ребенка третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Список литературы

1. Дерягина Л. Б. Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени // Дошкольная педагогика. 2014. №7, с. 17-20.

2. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие. М. : Айрис - пресс, 2015. – 283с.

3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева П. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., Педагогика, 2012. 208с.

4. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении. / Под. Ред. Тонковой - Ямпольской Р. В., Е. Шмид, А. Атанасовой - Вуковой М., Педагогика, 2012. 184с.

Публикации по теме:

Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ». Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Консультация для воспитателей «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации к детскому саду» Ребенок пришел в детский сад. Для него каждая новая ситуация-событие необычайной важности. Новая обстановка становится для ребенка сверхсильным.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста с 1 года до 2 лет» В сентябре 2017 года в нашем детском саду начала функционировать группа для детей с 1 года до 2-х лет. Мы впервые адаптировали к условиям.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Особенности речевой активности в период адаптации ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ. Аннотация: в статье освещаются различные.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей к ДОУ
Опубликовано: 1 октября 2018 в 08:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД