Папки-передвижки

Диагностика фонематических процессов у дошкольников

Евгения Петелько
Диагностика фонематических процессов у дошкольников

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих их динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития у дошкольников.

В ее задачи входят:

• определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

• выявление динамики развития фонематических процессов у дошкольников для осуществления коррекции имеющихся отклонений.

Публикация «Диагностика фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Разбираемся в терминологии в целом. Часто даже логопеды между собой спорят, фонематический слух и фонематическое восприятие это одно и то же или разные вещи? Почему так происходит? Потому что логопедия и терминология в логопедии не самостоятельны. Логопеды взяли терминологию из психологии, лингвистики, медицины. И произошла неминуемая путаница. Как разобраться в этом с точки зрения практики, ведь если вам про фонематические процессы будет рассказывать лингвист – это будет одно, учитель русского языка – это будет второе, невролог – это будет третье. Итак, фонематические процессы это : 1. фонематическое восприятие; 2. фонематический анализ; 3. фонематический синтез; 4. фонематические представления. Теперь о каждом из этих компонентов поподробнее. Фонематическое восприятие – это процесс узнавания и различения фонем, в развитии которого главная роль отводится речеслуховому и речедвигательному анализаторам (дифференциация фонем на основе слухового восприятия и слухо-произностительная дифференциация фонем). То есть, когда мы проводим обследование фонематического восприятия, мы должны отдельно посмотреть, как ребё нок производит: а) дифференциацию фонем на основе слухового восприятия (речеслуховой анализатор); б) слухо-произносительную дифференциацию фонем (речеслуховой + речедвигательный анализатор). В первом случае вся суть сводится к тому, как ребёнок дифференцирует фонемы на слух. Он может здесь вообще молчать, это может быть даже безречевой ребёнок. Логопед выдаёт инструкцию, и ребёнок реагирует. А мы по его реакции понимает – различает он эти звуки или нет. Например, классическое задание с картинками-квазиомонимами. Покажи, где зуб, где суп? Где дочка, где точка? При слухо-произносительной дифференциации фонем мы проверяем взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Например, мы просим уже повторить те же самые слова-квазиомонимы. Повтори за мной – зуб-суп, дочка-точка. Или слоги с оппозиционными фонемами : па-па-ба, да-да-та и т. д. То есть, ребёнку это не просто нужно услышать, но и ещё перевести всё в речедвигательную продукцию. Соответственно, если ребёнок на слух всё хорошо дифференцирует, но испытывает трудности при повторении за логопедом слогов или квазиомонимов, мы можем сделать вывод, что проблема здесь не с различением звуков на слух, а с перекодировкой и с двигательным анализатором. В норме дифференциация фонем на основе слухового восприятия должна завершиться к 2-м годам, то есть, в два года ребёнок различает все звуки родного языка. Но в произношении дифференцировать все звуки он начинает позже. В норме до 3- лет ребёнок должен разобраться в произношении со всеми звуками раннего онтогенеза. До 4-х лет – звуками раннего онтогенеза и со свистящими и т. д. Фонематический анализ – процесс расчленения слова на фонемы, входящими в их состав. Бывает простым и сложным: *Простой фонематический анализ : определение наличия или отсутствия звука в слове, определение места звука в слове (начало, середина, конец); *Сложный фонематический анализ : последовательность, количество звуков в слове и их место по отношению к другим звукам. Этот анализ формируется за счёт сформированной дифференциации фонем на основе слухового восприятия. Фонематический синтез – это процесс восстановления искусственно разделённой речи. То есть, логопед называет слово по звукам: С О К, а ребёнок должен назвать слово целиком. Фонематические представления – это процесс более сложного порядка. Фонематические представления – процесс фонематического анализа и восприятия на уровне умственных операций (т. е. про себя). Фонематические представления развиваются на основе слухо-произносительной дифференциации, способности расчленять слова на звуковые единицы и умению сопоставлять слова между собой по выделенной фонеме. По сути, это то же самое, что фонематическое восприятие и фонематический анализ, только во внутреннем умственном плане. То есть, если логопед хочет проверить фонематический анализ, он спросит у ребёнка, есть ли в слове «собака» звук С? А в слове «дом» есть ли звук С? А если, хочу проверить фонематические представления, то тогда, логопед покажет ребёнку картинку собаки, и называть её не будет. Ребёнок тоже не будет её называть. И когда логопед спросит: в этом слове, есть ли звук С? То ребёнок про себя назовёт её собакой, про себя подумает, есть ли там звук С и дальше уже ответит. Фонематическое восприятие в норме развивается спонтанно, без всякого обучения, просто ребёнок находится в среде и овладевает слухо-произносительной дифференциацией фонем и дифференциацией фонем на основе слухового восприятия. Остальные фонематические процессы формируются в ходе специального обучения. Пусть это будет, мама, которая обычно ребёнка обучает, играя с ним в игры. Например, «Города» (Москва – тебе на А) и подобные. То есть, мама обращает внимание ребёнка на тот факт, что слова состоят из кусочков. Детям же с речевой патологией необходимо целенаправленное обучение по всем фонематическим процессам. Им не справиться. Им нужно помогать. И самое главное, это развитие и обучение должно быть завершено до момента поступления в школу. Обязательно дошкольному логопеду нужно убедиться, что фонематические представления у ребёнка тоже сформированы. И если ребёнок в уме не может посчитать нужное количество звуков, то дальше, когда он начнёт различать буквы, писать, подключать зрительный анализатор, не сможет совместить всё в единое целое, и на письме, всё равно, будут ошибки. Поэтому качественная диагностика и целенаправленное развитие фонематических процессов, в дошкольном возрасте является эффективной мерой предупреждения и коррекции нарушений в устной и письменной речи.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика фонематических процессов у дошкольников
Опубликовано: 1 июня 2022 в 11:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД