Лучший педагог года

Особенности формирования представлений о величине у дошкольников

Наталия Останина
Особенности формирования представлений о величине у дошкольников

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Публикация «Особенности формирования представлений о величине у дошкольников» размещена в разделах

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами.

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщения.

Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т. д.

При определении величины, предмета следует учитывать её свойства.

Основным свойством величины является сравнимость. Определение величины возможно только на основе сравнения. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Характеристика величины предмета зависит также от расположения его в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий, то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в горизонтальном или вер-тикальном положении он находится.

Величина также характеризуется изменчивостью. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду.

В детском саду сначала учим детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов. Затем формируем умение сравнивать способом приложения и наложения незначительно различающиеся и равные по величине предметы с ярко выраженной одной величиной, потом по нескольким параметрам одновременно. Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера закрепляют представления о величинах. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности. Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы. Прежде чем знакомить с общепринятыми эталонами (сантиметром, метром, литром, килограммом и др., целесообразно сначала научить детей пользоваться условными мерками при измерении:

• протяженности (длина, ширина, высота) с помощью полосок, палок, веревок, шагов;

• объема жидких и сыпучих веществ (количество крупы, песка, воды и др.) с помощью стаканов, ложек, банок;

• площади (фигуры, листа бумаги и др.) клетками или квадратами; • массы предметов ( например: яблоко — желудями).

Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с измерения длины, что больше знакомо детям и пригодится в школе в первую очередь.

После этой работы можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).

В процессе формирования измерительной деятельности дошкольники способны понять, что:

• измерение дает точную количественную характеристику величине;

• для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;

• число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше величина, тем больше ее численное значение и наоборот);

• результат измерения зависит от выбранной мерки чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);

• для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.

Измерение дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом понятии.

Маленькие дети могут различать предметы по массе и отражать свое восприятие в речи («тяжело», «легко»). Различие воспринимается при участии мышечных групп, вначале в процессе действий с предметами резко контрастными по массе, а при специальном обучении и при небольших различиях. По мере развития барического чувства («чувства тяжести») дети убеждаются, что масса предметов зависит не только от их размеров, но и от веществ, из которых они сделаны.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Слайд 2 Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует.

Использование ИКТ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. технология развивающего обучения, здоровьесберегающие образовательные.

Дидактические игры как способ формирования элементарных математических представлений у дошкольников Предмет математики так серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Б. Паскаль Я хочу представить вам сегодня тему моей.

Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников " Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников" Подготовила воспитатель 1 категории.

Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Тема: Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Подготовила: воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н. Актуальность Когда.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения,.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Развитие представлений о геометрических фигурах, формах и величине у дошкольников Презентация «Развитие представлений о геометрических фигурах, формах, величине у дошкольников»[/b] 2 слайд * Освоение детьми основного.

Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия. Любое многонациональное общество объективно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования представлений о величине у дошкольников
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 08:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД