Галина Бурдыко
Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы дефектолога.
Особенности формирования самостоятельности
в коррекционно - развивающей работе со школьниками,
имеющими нарушение слуха.
Учитель индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения МКС (К)ОУ школы интерната № 65
Бурдыко Г. И.
Публикация «Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время общеобразовательные школы и специальные школы для глухих и слабослышащих детей переживают важный этап своего развития, связанный с совершенствованием процесса обучения и воспитания.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушением слуха (СФГОС) имеет несколько важных особенностей, которые влияют как на организацию, так и на содержание работы с данной категорией детей.
Необходимость создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, становится первоочередной задачей в работе со слабослышащими школьниками.
Проблема обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных Программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха будет решаться педагогическим сообществом в ближайшие годы. Поэтому, подбор и использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и формирующих необходимый уровень самостоятельности школьников является решающим условием успешности в усвоении учебного материала. Необходимость индивидуализации обучения школьника с нарушением слуха в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка просматривается на всех этапах обучения. В большей степени это относится к организации специальной работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи и освоения умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций. В решении этих задач особое внимание учителя дефектолога отводится вопросу развития активности и самостоятельности учащихся в коммуникативной деятельности.
За необходимость приучать учащихся к самостоятельной работе над произношением выступают современнные сурдопедагоги М. А. Александровская, Е. И. Андреева, К. А. Волкова, Л. Г. Шустрова, Ф. Ф. Рау. В своих исследованиях они освещают вопрос о формировании самоконтроля у детей с остаточным слухом и утверждают, что слуховой самоконтроль с кинестетическим самоконтролем оказывает положительное влияние на качество произношения. По мнению этих авторов, работа по формированию прочных произносительных навыков у глухого и слабослышащего должна быть связана с самостоятельной работой и работой по формированию навыков самоконтроля.
Учитывая практический опыт, работу формированию самостоятельности целесообразно проводить в начальной школе, начиная с 3-4 классов, потому что именно в это время учащиеся должны овладеть произношением всех звуков речи получить первые теоретические знания по данному разделу произношения, а также организовать самостоятельную работу с учетом всех требований.
В процессе работы были подобраны задания для самостоятельной работы детей и имели практическую и учебную задачи. Практические задачи, которые могут быть использованы на занятии:
- «Подчеркни слова, в которых есть звуки «С»и «Ш»;
- «Придумай 10 слов, в которых есть звуки «С» и «Ц»;
- «Вставь пропущенные буквы в предложениях»;
- «Подбери две загадки на звуки «Ч» и «Ш»;
- «Выпиши из текста слова, в которых звонкие и глухие согласные стояли в начале слова».
Выполняя практическую задачу в задании для самостоятельной работы, ученик как бы готовит тот речевой материал, который будет использоваться в закреплении произносительных навыков. В заданиях для самостоятельной работы использовалась также и учебная задача, которая включала себя: учебную цель, учебные действия и действия по самоконтролю.
Можно привести следующие примеры учебной цели:
-«Научись правильно произносить звуки «С» и «Ш» в слогах и словах»;
-«Научись различать звуки «П -Б» в слогах, словах, фразах»;
-«Научись говорить в быстром темпе слова со звуками «С-З»;
-«Научись внятно говорить поручения»;
-«Научись говорить звуки «С -Ш» в вопросах и ответах» и т. п.
Учебные действия помогают учащимся достижению учебной цели.
Для детей, имеющих разные уровни интеллектуального и речевого развития, задания даются дифференцированно и в виде чётко подобранной инструкции педагога. Например:
1. Учебные задания описываются подробно:
«Произнеси звук «С» перед зеркалом. Потом читай слог со звуком «С» три раза. Читай так: с---а, с---а, с---а. Потом прочти все слово: с---ани. Так учись говорить каждое слово».
Или: «Учись говорить звук «С» в слогах. Прочитай слог со звуком «С» три раза, потом говори слова так:
СА, СА, сани, сахар, самовар,
СУ, СУ, СУ, сумка, сушка, сухари,
СЫ, СЫ, СЫ, сын, сыр, сыро.
2. Для других детей достаточно напоминания со стороны учителя:
«Звук «С» говори правильно», «Вспомни, как правильно произносится звук «С».
Обязательным структурным элементом учебной задачи должны быть действия по самоконтролю. Выбор приемов самоконтроля к заданию определяется:
- особенностями артикуляции звука;
-сущностью дефектного произношения данного звука (боковой сигматизм, оглушение или озвончение и т. д.);
- степенью сформированности произносительного навыка;
-уровнем развития навыка самоконтроля (зрительный, слуховой и кинестетический);
- возрастными особенностями учащихся.
Для зрительного контроля используются фотографии, интерактивные игры : «Игры для тигры», «Логоша», игры с сайта «Мерсибо». Действия ребёнка с использованием микрофона, движущихся элементов, комментариев ведущего игры, набора очков за правильность выполнения правил по звукопроизношению или выработке целенаправленной струи воздуха, дифференцировании звуков речи в словах развивают мотивацию к самостоятельной деятельности. Большинство методических приемов может быть сформулировано в словесной форме :
- «Проверяй себя так» (даются образцы самоконтроля на фото);
- «Проверяй звуки «С» и «Ц» с помощью руки и зеркала»;
- «Проверь в зеркале положение языка»;
- «Проверь струю воздуха»;
- «Послушай себя в микрофон»;
- «Послушай аудиозапись своей речи. Проверь себя с помощью слуха».
Для выполнения задания дается определенное время(7-10 минут) или сыграть определенное количество раз, получив бонус за правильно выполненное задание в виде дополнительной игры. Выполнение задания должно быть оценено учителем или ведущим игры (в компьютерных интерактивных играх).
Оценивая работу ученика, надо брать во внимание все три составляющих задачи по самоконтролю и время выполнения задания.
Выполнение специальных заданий для самостоятельной работы, использование компьютерных интерактивных игр по произношению и фонематическому восприятию создает необходимые условия для формирования прочных произносительных навыков и навыков самоконтроля, способствует общему речевому развитию слабослышащих учащихся, формирует интерес к овладению произношением.
Описанные в статье методы по формированию самостоятельности в коммуникативной деятельности школьников с нарушением слуха повышает их речевую активность и способствует использованию устной речи как основного средства общения ребенка в социуме.
Литература:
1. И. Г. Багрова «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух».Пособие для учителя. М. ,«Просвещение». 1990 г.
2. К. А. Волкова «Обучение глухих учащихся Ш-1У классов устной речи». Пособие для учителя. М. ,«Просвещение»,1972 г.
3. К. А. Волкова «Методика обучения глухих произношению». М., «Просвещение», 1980 г.
4. Ф. Ф. Рау «Методика обучения произношению в школе глухих» Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1981 г.
5. Л. Г. Шустрова «Содержание заданий для самостоятельной работы над произношением глухих учащихся» в сборнике «Вопросы сурдопедагогики», МГПИ им В. И. Ленина, М., 1977 г. стр. 141-151.
6. Программа специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей, ст. 2, М., «Просвещение», 1986 г., стр. 95-118.
7. Компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры»,
WWW.logopunkt. ru.
8. Компьютерные игры «Приключения Логоши». www.logozavr.ru.
9. Игры с сайта «Мерсибо».