МААМ-картинки

Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха

Галина Бурдыко
Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха

Из опыта работы дефектолога.

Особенности формирования самостоятельности

в коррекционно - развивающей работе со школьниками,

имеющими нарушение слуха.

Учитель индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения МКС (К)ОУ школы интерната № 65

Бурдыко Г. И.

Публикация «Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах

В настоящее время общеобразовательные школы и специальные школы для глухих и слабослышащих детей переживают важный этап своего развития, связанный с совершенствованием процесса обучения и воспитания.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушением слуха (СФГОС) имеет несколько важных особенностей, которые влияют как на организацию, так и на содержание работы с данной категорией детей.

Необходимость создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, становится первоочередной задачей в работе со слабослышащими школьниками.

Проблема обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных Программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха будет решаться педагогическим сообществом в ближайшие годы. Поэтому, подбор и использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и формирующих необходимый уровень самостоятельности школьников является решающим условием успешности в усвоении учебного материала. Необходимость индивидуализации обучения школьника с нарушением слуха в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка просматривается на всех этапах обучения. В большей степени это относится к организации специальной работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи и освоения умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций. В решении этих задач особое внимание учителя дефектолога отводится вопросу развития активности и самостоятельности учащихся в коммуникативной деятельности.

За необходимость приучать учащихся к самостоятельной работе над произношением выступают современнные сурдопедагоги М. А. Александровская, Е. И. Андреева, К. А. Волкова, Л. Г. Шустрова, Ф. Ф. Рау. В своих исследованиях они освещают вопрос о формировании самоконтроля у детей с остаточным слухом и утверждают, что слуховой самоконтроль с кинестетическим самоконтролем оказывает положительное влияние на качество произношения. По мнению этих авторов, работа по формированию прочных произносительных навыков у глухого и слабослышащего должна быть связана с самостоятельной работой и работой по формированию навыков самоконтроля.

Учитывая практический опыт, работу формированию самостоятельности целесообразно проводить в начальной школе, начиная с 3-4 классов, потому что именно в это время учащиеся должны овладеть произношением всех звуков речи получить первые теоретические знания по данному разделу произношения, а также организовать самостоятельную работу с учетом всех требований.

В процессе работы были подобраны задания для самостоятельной работы детей и имели практическую и учебную задачи. Практические задачи, которые могут быть использованы на занятии:

- «Подчеркни слова, в которых есть звуки «С»и «Ш»;

- «Придумай 10 слов, в которых есть звуки «С» и «Ц»;

- «Вставь пропущенные буквы в предложениях»;

- «Подбери две загадки на звуки «Ч» и «Ш»;

- «Выпиши из текста слова, в которых звонкие и глухие согласные стояли в начале слова».

Выполняя практическую задачу в задании для самостоятельной работы, ученик как бы готовит тот речевой материал, который будет использоваться в закреплении произносительных навыков. В заданиях для самостоятельной работы использовалась также и учебная задача, которая включала себя: учебную цель, учебные действия и действия по самоконтролю.

Можно привести следующие примеры учебной цели:

-«Научись правильно произносить звуки «С» и «Ш» в слогах и словах»;

-«Научись различать звуки «П -Б» в слогах, словах, фразах»;

-«Научись говорить в быстром темпе слова со звуками «С-З»;

-«Научись внятно говорить поручения»;

-«Научись говорить звуки «С -Ш» в вопросах и ответах» и т. п.

Учебные действия помогают учащимся достижению учебной цели.

Для детей, имеющих разные уровни интеллектуального и речевого развития, задания даются дифференцированно и в виде чётко подобранной инструкции педагога. Например:

1. Учебные задания описываются подробно:

«Произнеси звук «С» перед зеркалом. Потом читай слог со звуком «С» три раза. Читай так: с---а, с---а, с---а. Потом прочти все слово: с---ани. Так учись говорить каждое слово».

Или: «Учись говорить звук «С» в слогах. Прочитай слог со звуком «С» три раза, потом говори слова так:

СА, СА, сани, сахар, самовар,

СУ, СУ, СУ, сумка, сушка, сухари,

СЫ, СЫ, СЫ, сын, сыр, сыро.

2. Для других детей достаточно напоминания со стороны учителя:

«Звук «С» говори правильно», «Вспомни, как правильно произносится звук «С».

Обязательным структурным элементом учебной задачи должны быть действия по самоконтролю. Выбор приемов самоконтроля к заданию определяется:

- особенностями артикуляции звука;

-сущностью дефектного произношения данного звука (боковой сигматизм, оглушение или озвончение и т. д.);

- степенью сформированности произносительного навыка;

-уровнем развития навыка самоконтроля (зрительный, слуховой и кинестетический);

- возрастными особенностями учащихся.

Для зрительного контроля используются фотографии, интерактивные игры : «Игры для тигры», «Логоша», игры с сайта «Мерсибо». Действия ребёнка с использованием микрофона, движущихся элементов, комментариев ведущего игры, набора очков за правильность выполнения правил по звукопроизношению или выработке целенаправленной струи воздуха, дифференцировании звуков речи в словах развивают мотивацию к самостоятельной деятельности. Большинство методических приемов может быть сформулировано в словесной форме :

- «Проверяй себя так» (даются образцы самоконтроля на фото);

- «Проверяй звуки «С» и «Ц» с помощью руки и зеркала»;

- «Проверь в зеркале положение языка»;

- «Проверь струю воздуха»;

- «Послушай себя в микрофон»;

- «Послушай аудиозапись своей речи. Проверь себя с помощью слуха».

Для выполнения задания дается определенное время(7-10 минут) или сыграть определенное количество раз, получив бонус за правильно выполненное задание в виде дополнительной игры. Выполнение задания должно быть оценено учителем или ведущим игры (в компьютерных интерактивных играх).

Оценивая работу ученика, надо брать во внимание все три составляющих задачи по самоконтролю и время выполнения задания.

Выполнение специальных заданий для самостоятельной работы, использование компьютерных интерактивных игр по произношению и фонематическому восприятию создает необходимые условия для формирования прочных произносительных навыков и навыков самоконтроля, способствует общему речевому развитию слабослышащих учащихся, формирует интерес к овладению произношением.

Описанные в статье методы по формированию самостоятельности в коммуникативной деятельности школьников с нарушением слуха повышает их речевую активность и способствует использованию устной речи как основного средства общения ребенка в социуме.

Литература:

1. И. Г. Багрова «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух».Пособие для учителя. М. ,«Просвещение». 1990 г.

2. К. А. Волкова «Обучение глухих учащихся Ш-1У классов устной речи». Пособие для учителя. М. ,«Просвещение»,1972 г.

3. К. А. Волкова «Методика обучения глухих произношению». М., «Просвещение», 1980 г.

4. Ф. Ф. Рау «Методика обучения произношению в школе глухих» Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1981 г.

5. Л. Г. Шустрова «Содержание заданий для самостоятельной работы над произношением глухих учащихся» в сборнике «Вопросы сурдопедагогики», МГПИ им В. И. Ленина, М., 1977 г. стр. 141-151.

6. Программа специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей, ст. 2, М., «Просвещение», 1986 г., стр. 95-118.

7. Компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры»,

WWW.logopunkt. ru.

8. Компьютерные игры «Приключения Логоши». www.logozavr.ru.

9. Игры с сайта «Мерсибо».

Публикации по теме:

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха
Опубликовано: 5 января 2015 в 19:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД