Приложение МААМ

Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

Динара Иксанова
Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В старшем дошкольном возрасте сотрудничество имеет ряд характеристик и особенностей : единая цель, причем осознаваемая как общая, требующая объединение усилий, отвечающая общим интересам удовлетворяющая индивидуальным потребностям участников деятельности, разделении труда, и на этой основе разделении функций и ролей участников действия; кооперация, то есть интегрирование индивидуальной деятельности в общественную, что является решающим условием всякой совместной деятельности и ее отличительной чертой; возникновение межличностных отношений общественной зависимости, организующихся на основе функционально-ролевых взаимодействиях.

Публикация «Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся сотрудничать, быть вместе в играх, на празднике и так далее, т. е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В интереснейшем исследовании Т. А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защитить свои отношения, друзей и их поступки, результата деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости.

Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3 человека, реже – по двое. Задача педагога – сохранить дружеское объединение, способствовать, чтобы дружба была благоприятна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы и развивать сотрудничество со всеми. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе для всех дела. Дружеские объединения детей естественно вливаются в общую деятельность и вместе с этим имеют возможность сохранить себя.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка с взрослым? Общаясь с взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка – образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении с взрослым. Общение только с взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение с взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении с взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать, поэтому дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирование сотрудничества.

Применительно к детям дошкольного возраста правильнее говорить о взаимоотношениях, т. е. таких взаимоотношений, которые характеризуются ответственностью, дружбой, взаимопомощью, отзывчивостью, добротой.

На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает. В результате этого к предшкольному возрасту, сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В данном возрасте между детьми устанавливается ситуативно-деловая форма общения – сверстник становится предпочитаемым партнером в связи с расцветом ведущей деятельности дошкольников сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием потребности в общении становится стремление детей наладить между собой деловое сотрудничество. Значение этой формы общения заключается в развитии самосознания, творческого начала и любознательности ребенка.

Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается реактивное формирование социального мышления, чувств и поведения. Потребность в общение и взаимодействие с окружающими выражается в следующих показателях:

внимание к другому человеку. Направленное на познание другим его чувств, состояний, действий, намерений.

эмоционально – нравственные проявления по отношению к окружающим, желание осуществлять их поступки, действия с позиции имеющихся у ребенка социально – нравственных представлений. Разнообразные имеющиеся действия (вербальные, практические, экспериментальные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность.

чувства по отношению к партнерам по общению, стремление подружиться и закрепить дружескую атмосферу общения.

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится он сам. Ребенок проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, переживаниям. В предшкольном возрасте ребенок много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует развитию познавательного поведения.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основано на принципах гуманности – особая задача в работе педагога.

Формирование отношений между детьми должно строиться на основе взаимных симпатий, привязанностей, умение ощущать поведение сверстников и свое. Усвоенные детьми моральные правила поведения способствуют более глубокому осознанию того, что является положительным и отрицательным во взаимоотношение с окружающими людьми.

При благоприятных условиях воспитания, когда ребенок усваивает моральные нормы поведения, растет желание ребенка почувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен поддержать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу. Так ребенок начинает занимать жизненную позицию, чувствовать себя членом коллектива, стараться расти так, чтобы его любили и уважали товарищи.

«Программа обучения и воспитания в ДОУ» ставит следующие задачи по воспитанию взаимодействия:

укреплять у детей навыки общественного поведения, первым здороваться, вежливо прощаться, благодарить за помощь и заботу. Формировать умение вести себя организованно в общественных местах; уступать место взрослым, маленьким детям, говорить тихо, не мешать другим;

продолжать развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми вежливо и приветливо разговаривать друг с другом, считаться с мнением других, проявлять отзывчивость. Защищать слабых, помогать друг другу;

воспитывать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

на примерах формировать моральные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лжи, жестокости, трусости, лени.

Одной из главных задач программы «Детство» является развитие гуманной направленности отношений детей к миру, воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброту к людям.

В программе «Радуга», авторами которой являются Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик и др. говорится, что сотрудничество совершается в процессе игр у детей. Они охотно выполняют правила и требуют этого от других.

Выделяют следующие показатели сотрудничества между детьми :

1. Предпосылки к симпатии, сочувствие и отзывчивость, особо заметно между детьми, но проявляется не в ущерб другим.

2. Интерес детей к деятельности сверстников, желание и умение договориться о совместной игре и роли, считается с интересами товарищей.

3. Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии совместной деятельности; помощь и взаимопомощь, желание выручить товарища.

4. Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться собственными желаниями в пользу товарища, получая при этом удовольствие; выражение дружеских отношений по собственному побуждению; дружеских отношений не только в присутствие воспитателя, но и без него.

Так в программе «Дружные ребята», авторами которой является Р. С. Буре, важным является создание благоприятных условий для воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений:

1. Создание эмоционального комфорта для каждого ребенка.

2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо уверенней, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарища. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствует возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников.

3. Организация совместной деятельности. Особое значение придается формированию партнерских отношений в процессе совместной деятельности. Проявление инициативы активности, активности в воздействиях на партнеров должно сочетаться с доброжелательным отношением к ним.

Л. И. Божович говорила, что воспитание у детей дружбы необходимо осуществлять как процесс общественной деятельности, имеющую коллективную направленность, так и в плане дифференцированного подхода с учетом разных уровней развития дружеских взаимоотношений.

Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад с большим желанием объединяются в разной деятельности, прежде всего, в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения: игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских взаимоотношений и чувств.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогами реализовать различные задачи, в частности, нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности, коллективизма. Ориентируясь на эти цели, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой детей, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную, коллективную направленность. Устойчивый характер подобные отношения приобретают на 5 – 7 году жизни, что имеет немаловажное значение для подготовки к школе.

Таким образом, личные взаимоотношения детей опосредованы их совместной деятельностью. Эти взаимоотношения не являются ни познаваемыми, ни неизменными. Их можно изучить объективными методами и изменять путем соответствующей организации совместной деятельности детей. Поэтому для педагога открывается перспектива эффективного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми.

При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что многие ученые, такие как М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. А. Репина и др., считают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия с взрослыми и сверстниками для развития такого типа взаимодействия, как сотрудничество.

Педагогика сотрудничества ставит образовательное учреждение ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Итак, важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является образование, семья и социальное окружение (среда). На первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении, будущем всей страны.

Человек живет среди людей, и его умение сотрудничать проявляется только во взаимоотношениях с людьми. Этим сотрудничество отличается от других сторон личности. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были полноценные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать отношения сотрудничества между детьми, а в каждом – как качество личности, тем самым ставиться под сомнение процесс социализации личности.

К старшему возрасту у отдельных детей ярко проявляется деловое лидерство (способность инициировать совместные действия со сверстниками). Прослеживаются четкие различия в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к взрослому при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Итак, старший дошкольный возраст рассматривается как первый базовый этап формирования сотрудничества. Но применительно к детям старшего дошкольного возраста, правильно говорить о воспитании взаимоотношений, которые характеризуются ответственностью, инициативой, взаимопомощью. В процессе общения и взаимодействия друг с другом дети с удовольствием учатся договариваться, учитывать интересы партнеров, стараются идти друг другу на встречу и в процессе этого зарождается сотрудничество.

Публикации по теме:

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2021 в 09:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Динара Иксанова (УИ 350270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД