Лучший педагог года

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению

Елена Аникина
Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению.

Консультация для родителей

Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление. В широком смысле – это процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.

Публикация «Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах

Адаптация к детскому саду – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день и не неделя требуется малышу, чтобы освоиться в детском саду по-настоящему. Организм ребёнка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Если был недельный или двухнедельный перерыв по болезни или по другим обстоятельствам (уехали в отпуск, новогодние каникулы, то некоторое время малыш будет опять привыкать к садику, адаптироваться, как бы заново. Период адаптации можно условно разделить на три этапа:

• 1-ый этап – острый или дезадаптация

В этот период имеются разногласия между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. Имеются изменения в деятельности нервной системы. Может быть также нарушение сна, аппетита, потеря в весе, отрицательные эмоции в контакте с окружающими;

• 2-ой этап – подострый период или собственно адаптация

В этот период ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей нормы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит несинхронно. Сначала нормализуется аппетит. Но продолжительны ещё нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность;

• 3-ий этап – компенсация к адаптированным условиям

В этот период нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности протекания данных этапов позволило классифицировать адаптацию по степени тяжести :

• Лёгкая адаптация – 30 дней;

• Средняя адаптация – 40 дней;

• Тяжёлая адаптация – 2-6 месяцев.

Как же понять, что у ребенка идет процесс адаптации к детскому саду, что ребенок начинает к нему привыкать? Это можно заметить по следующим изменениям:

• Сначала ребенок не ел в саду вообще ничего, а теперь немного ест за завтраком сидя со всеми ребятами вместе, и за обедом ест немного (например, хлеб и бульон от супа). Через пару недель начал есть больше (например, второе блюдо).

• Сначала тяжело оставался на тихий час, ворочался и плакал, грустил о маме безутешно, не спал. Теперь воспитателю достаточно сказать ему пару слов о том, что мама непременно придет, когда он поспит, и малыш успокаивается, засыпает или хотя бы спокойно лежит, не плачет.

• Сначала плакал при расставании с мамой сильно, долго, воспитателям трудно было его отвлечь, успокоить. А теперь расстраивается тоже, но быстро успокаивается в группе.

• Сначала ни с кем из детей не общался, грустил сам по себе, потом начал играть один, и через некоторое время стали появляться короткие игры, общение с другими детьми. Это самые распространенные варианты изменений в поведении при привыкании к детскому саду.

Окончанием периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• восстанавливается аппетит;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые

игрушки;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)

двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• ребенок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе;

• нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него

появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Итак, что же важно для ребёнка в этот период.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

особенности нового пространственно-предметного окружения.

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада, причем в

первую очередь, как правило, отрицательные эпизоды;

• начинается «общение в песочнице», разговоры с гуляющими мамами на детской

площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как

там?»;

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только

культурно-гигиенические, как умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо,

есть, и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и поведенческие, навыки как

общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр. ;

• в общении с ребенком, и друг с другом, появляются слова «детский сад» и

«воспитательница.

Итак, чем же отличает родителей данный период:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности

ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность, задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями

из прожитого ребенком дня.

Педагоги

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация. Итак, педагога в этот период отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к физической и

психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение полугода.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

1. Возраст ребёнка;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общения с взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность навыков у ребёнка предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же;

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере при поступлении ребёнка в детский сад. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма;

В-третьих, дети данного возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный;

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью;

В-пятых, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Причины, которые вызывают слезы у ребенка

• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

• Неумение занять себя игрушкой.

• Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка

• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.

• впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. После 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями

• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

• сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Рекомендуется

• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять

эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

• Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов, строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен;

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер

• Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (Советы врача) Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (советы врача) Адаптация — процесс развития приспособительных.

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. 2018 Адаптация. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс.

Особенности адаптации детей к ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие быстрой и эффективной адаптации детей третьего года.

Особенности адаптации детей в школе-интернате Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка. Для его успешного обучения необходимо учитывать особенности адаптации,.

Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации» В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных.

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1 день. Знакомство родителей с воспитателем. Экскурсия по группе. Старайтесь не акцентировать внимание на ребенке.

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению. В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел.

Трудности адаптации пятиклассника к школе. Рекомендации родителям Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби. Переход ученика из начальной школы в среднюю.

Занятие педагога-психолога с детьми 2–3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.Занятие педагога-психолога с детьми 2–3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. В начале учебного года психологу детского сада приходится проводить большую работу по сопровождению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению
Опубликовано: 22 января 2019 в 20:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД