МААМ-картинки

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников

Нина Митрофанова
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорили : "Нравственного прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека".

Публикация «Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников» размещена в разделах

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествам".

А что же говорить о детях? Еще Сухомлинский В. А. говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека".

Ученые в области педагогики выявили, что различные возрастные периоды для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет, достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности :

Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".-говорил Макаренко А. С.

Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. как утверждают психологи, дети 6-7 летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут.

Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно условно разделить на три уровня:

До 5 лет ребенок усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо.

К 10-11 годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только бы не мешало, но и было бы приятным.

К 14-15 годам осваивается принцип: "Помогай окружающим людям!"

Не может существовать противоречие между знанием, как нужно и практическим применением.

Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, дома, в школе, на улице).

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. Сухомлинский В. А. говорил: "В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы и учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? делай все так, чтобы окружающим было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати за это им добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай отца и мать - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебе, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. "

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействие учителя достигает своей цели. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно. Их действия приобретают осознанный характер, все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Козлов И. П. считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличие соответствующего отношения. Мотив определяет возможности необходимость действия.

Для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности необходимо единство всех трех компонентов - мотивационного, содержательного, операционного.

Суть значимости этого единства можно увидеть в двух направлениях:

1. Возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащихся невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку возникновение соответствующих "сигналов" возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает. что делает и для чего.

2. На сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т. е. упор делается на содержательный и операционный компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное. и нравственное развитие. В определенной части это предположение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой-то степени "стихийное" развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что естественно начнет тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Морозова Т. В.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от "житейского" усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка. окружающего мира. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его бесед, внеклассная работа.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников и учителя.

И в-третьих, обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить объем гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного с другим. С этой позиции учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Воспитывает не только содержание. методы. приемы, организация обучения. учитель. его личность. но и та атмосфера. которая складывается на уроке, отношения между педагогом и детьми, учеников между собой.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

Список использованной литературы:

1. Болотина Л. В. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - Москва: Просвещение 1987 г.

2. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - Москва: Просвещение 1978 г.

3. Даль О. И. Толковый словарь. - Москва: 1990 г.

4. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. - Москва: Просвещение 1977 г.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Опубликовано: 21 января 2022 в 16:14
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД