МААМ-картинки

Особенности изучения творчества С. Есенина в начальной школе

Виктория Шумарова
Особенности изучения творчества С. Есенина в начальной школе

Сергей Есенин — великий русский поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения. Лирика С. А. Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Существует немало методических концепций и разработок уроков по творчеству С. А. Есенина, предложенных современными методистами и учителями.

Публикация «Особенности изучения творчества С, Есенина в начальной школе» размещена в разделах

Особого внимания заслуживает вопрос об изучении С. А. Есенина как детского писателя в 1—4 классах. Сам Есенин придавал большое значение именно юному читателю. Он публиковался в детских журналах, в изданиях, адресованных самым маленьким читателям. Произведения Есенина входят в основную составляющую уроков «родной речи», внеклассного чтения, в программу которых целесообразно включать его стихотворения «Берза», «Пороша», «Поет зима, аукает.», «С добрым утром!», «Черемуха» и другие.

Изучение пейзажной лирики Есенина нацелено на развитие воссоздающее воображение, представление себе картины природы, изображнные поэтом, формирование у учащихся умения определять эмоциональную тональность стиха, настроение автора, создание атмосферы для возникновения сопереживания, эмоционального отклика на произведение. Именно поэтому в процессе чтения и анализа программных стихотворений поэта необходимо опираться на своеобразие поэтики С. Есенина и художественные особенности каждого конкретного произведения.

В школьную программу включено знакомство с несколькими произведениями С. А. Есенина. Конечно, это крайне небольшая часть творческого наследия поэта, но анализ некоторых его шедевров позволяет поднять некоторые актуальные проблемы нашего современного: о судьбах страны, о миссии человека в мире, о смысле жизни. При изучении лирической поэзии С. А. Есенина в начальной школе одной из задач эстетического воспитания является знакомство учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа. Итак, первая задача создания проблемных ситуаций при изучении лирики - показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо. Увидеть единство стихотворения - одно из важнейших усилий школьного анализа. В лирике единство поэтического произведения обозримо, и это создает благоприятную основу для постановки общего проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации в цепочке вопросов, подчиненных общему. Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее. Используя поисковые задачи и проблемные ситуации в анализе лирики, нельзя забывать об эмоциональном фоне уроков, о необходимости создания нужного настроя в классе, развитии воображения учащихся. Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретет определенную завершенность к концу школьного учения литературы. Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Поэтому вторая задача при изучении лирики состоит в преодолении изолированности произведения от всего творчества поэта. Надо выходить за пределы произведения, проверять свое впечатление от одного стихотворения сравнением с другими произведениями поэта. Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы: обратиться к жизненному опыту детей; активизировать их личные переживания; настроить эмоции детей с помощью творческих заданий; рассказать о собственном отношении к произведению; рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.); рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т. д.) [Эстетическое воспитание в начальной школе 2011 : 72]. Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя. Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Изучение творчества Сергея Есенина в начальной школе имеет следующие цели: познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами; раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе. Учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный. При изучении лирических произведений поэта идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, образного мышления, памяти.

Таким образом, особенностью изучений произведений С. А. Есенина в начальной школе является направленность на развитие эстетического вкуса младших школьников. Его пейзажная лирика, адресованная детям, воссоздает в читательском воображении ассоциативные ряды, развивают эмоционально-чувственное отношение к поэзии, что в результате влияет на формирование читательской компетентности младшего школьника, в частности, на развитие чувства прекрасного.

Публикации по теме:

Беседа «Этикет за столом» в начальной школеБеседа «Этикет за столом» в начальной школе Задачи: Обучающие: - вызвать интерес детей к манере их поведения за столом; - учить правильно пользоваться столовыми приборами. Развивающие:.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Картотека дидактических игр по предметам в начальной школе Содержание Введение…. 3 Игры на уроках математики…. ….4 Игры на уроках окружающего мира…. 10 Игры на уроках русского.

Конспект интегрированного занятия с элементами творчества С. А. Есенина и пластилинографии для детей 6–7 лет «Осень» " Осень - чудная пора" Программное содержание: Закреплять знание детей о творчестве С. А. Есенина, его произведений, краткой биографии,.

Особенности изучения английского языка детьми дошкольного возраста Данная презентация знакомит родителей с возможными программами для изучения английского языка в дошкольном возрасте. Почему это важно?.

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.

Праздник в начальной школе «День Земли» Праздник на тему: «День земли» …Тёплая кровиночка, моя Земля. Люди — это дети твоего тепла. Ласковая звёздочка Вселенной, Ты сама не.

Преемственность начальной и средней школы. Особенности адаптационного периода у пятиклассников .

Сценарий выпускного в начальной школе для 4 класса Сценарий выпускного в начальной школе 4г класса. 2017 год. До начала праздника родители занимают места в зале. Выпускники за кулисами.

Классный час в начальной школе «Вежливые слова» бы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности изучения творчества С. Есенина в начальной школе
Опубликовано: 30 октября 2019 в 16:06
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД