Получи документы

Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста

Мадина Жураева
Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста

Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста

Особенности развития детской лексики достаточно полно изучены в

психологии, психолингвистике.

В лексическом развитии дошкольников выделяют две стороны:

количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

овладение значениями слов.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост

находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в

литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же

Публикация «Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова

появляются у детей к концу первого года жизни.

Развитие лексики осуществляется за счет слов, обозначающих

предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их

признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также

быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

К 4-ем годам количество слов доходит до 1900, к 5-и – до 2000 – 2500.

Индивидуальные различия в лексике наблюдаются и в эти возрастные

периоды. По словам Д. Б. Эльконина, эти различия «более велики, чем в

какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,

медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-

первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на

знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых,

характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Например, по данным австрийских психологов, записывавших на

магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний

ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто

используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я

люблю».

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а

качественное понимание слов и правильное употребление.

Смысловое значение первых слов у детей есть не действие, не предмет,

а чувственный образ. Настоящее слово рождается к четырём - годам как

обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который

указывает на предмет.

К 4-5 годам слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан

итог предыдущих знаний, содержатся обобщения, которые заключают в себе

слова-понятия «игрушки», «посуда», «мебель» и др. Сигнальное значение

такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами

прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети

достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова, необходимо совпадение во

времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием

малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем

меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется.

После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к

одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и

употребляя их, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания,

которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная

отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления,

переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот,

расширения границ значений слов и их применения. Сужение или

расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют

достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются

данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет

зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто

используют эти слова окружающие взрослые и как организована

деятельность детей с соответствующими предметами.

Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,

которые он произносит.

Значения детских слов динамичны, одно и то же слово для ребенка

разного возраста и уровня развития разное. У дошкольника в 3 – 5 лет

центральное место занимает процесс овладения четкой предметной

отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют

эмоционально-образные, наглядные связи.

В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше

понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное,

словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится,

углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и

становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей

и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь

ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

Только к концу среднего дошкольного возраста уточнение смыслового

содержания слов набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о

мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Например, метафоры дети 5-ого года жизни используют в своей речи

спонтанно и только в старшем дошкольном возрасте употребляют их более

осознанно.

Словарь активно обогащается и за счёт слов, «придуманных» самими

детьми («режницы»,«начаепился»,«кусарик»). Словотворчество наиболее

ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте.

Одним из средств обогащения словаря дошкольников новыми словами и

словосочетаниями является также знакомство с формулами речевого этикета.

Таким образом, обогащение словаря детей среднего дошкольного

возраста включает в себя расширение его объёма, воспитание внимания к

содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значения слов,

обогащение связей слова с другими словами. К концу среднего дошкольного

возраста дети овладевают лексикой и другими компонентами языка

настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным.

Задача взрослых – расширять знания детей об окружающем мире и

обогащать соответствующий словарь, в том числе формулами речевого

этикета, воспитывать интерес к лексическому богатству родного языка.

Публикации по теме:

«Пингвины на льдине». Интегрированная НОД для детей среднего дошкольного возраста«Пингвины на льдине». Интегрированная НОД для детей среднего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: окружающий мир, развитие элементарных метематических представлений, речевое развитие, рисование, конструирование.

Беседа «Наша армия» для детей среднего дошкольного возрастаБеседа «Наша армия» для детей среднего дошкольного возраста Задачи: Расширять представление детей об армии, о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Развивать память,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 07:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД