Получи документы

Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

Юлия Музалевская
Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

Особенности личностного развития детей

с нарушениями слуха младшего подросткового возраста

В разных источниках обстоятельств нарушения слуха описано огромное количество, к таковым факторам относят прием антибиотиков, итог перенесенных разных болезней, таких как ОРЗ, грипп, скарлатина менингит, корь, воспаление легких и все различных осложнений, отит, аденоиды, и даже самый обыденный, казалось бы, на первый взгляд, насморк, а также, после различных ударов, травм, ушибов, и еще многое другое.

Публикация «Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста» размещена в разделах

В нашей стране распространена психолого-педагогическая классификация, которая была разработана и обоснована советским сурдологом Р. М. Боскис. Она выделила следующие группы:

Первая – глухие или по-другому ранооглохшие дети, т. е. те, которые родились уже с нарушениями слуха или потеряли слух до начала развития речи.

Вторая – позднооглохшие дети, или по-другому глухие, но сохранившие речь. Это те дети, которые потеряли слух в возрасте, когда произошло формирование речи.

Третья – дети с частичной потерей слуха или по-другому слабослышащие, тугоухие.

Для каждой отдельной группы детей с нарушениями слуха характерны различные особенности личностного развития, но в данной работе будут рассмотрены общие особенности развития детей с нарушениями слуха характерные для младшего подросткового возраста.

Младший подростковый возраст в онтогенезе человека представляет чрезвычайно непростой и довольно несовместимый период в жизни человека, сопровождающийся гаммой отрицательных и позитивных чувств. В этом возрасте начинает происходить перестройка ранее сложившейся психологической структуры, появляются новообразования, начинают закладываться основы осмысленного поведения, устанавливается единая целенаправленность в формировании социальных установок и нравственных представлений. Именно этот процесс преобразования и устанавливает характерные особенности личности детей младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст непременно тяжелый как для самого ребенка, так и для окружающих его людей.

В этот возрастной период интенсивно происходит становление социального и нравственного формирования личности. Система оценочных суждений, миропонимание, нравственные идеалы, нравственные взгляды, которыми младший подросток руководствуется в своих действиях, еще не приобрели устойчивости, их очень легко могут разрушить противоречия жизни, мнения товарищей. Благодаря чему ключевой задачей является верно организованное обучение и воспитание.

В младшем подростковом возрасте происходит формирование самоотношения и самосознания личности. Наличие нарушения слуха приводит к замедлению развития самоотношения, деформации личности. Замедляет процесс переработки информации, в результате ограничивается возможность освоения им общественного опыта. Так же происходит негативное самовосприятие и отношение к окружающим. Нарушается становление адекватной самооценки. В результате появившихся трудностей повышается критичность по отношению к себе, к оценке собственных личностных качествах. В этот период у детей с нарушениями слуха возникает обостренное отношение к своему дефекту, который в основном носит очень болезненный характер, дети начинают себя комплексовать, начинают испытывать чувство неполноценности. К психологическим условиях, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности. Самоотношение включает в себя самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, самооценку, самоунижение, самообвинение, недовольство собой. Самоуважение напрямую связано с тем, что ребенок думает о себе, какие убеждения он имеет по отношению к самому себе, что он говорит о себе.

У детей с наpушениями слуха зачастую прослеживаются пpеувеличенные взгляды о своих возможностях, о самом себе («я-концепция», об оценки их другими людьми. Нормальные отношения, которые могут у детей с нарушениями слуха складываться с окружающими, в первую очередь зависят от адекватной самооценки. Самосознание в этом возрасте формируется медленнее, по сравнению со слышащими сверстниками, что в главной степени обусловливает важность активного участия в этом процессе педагогов и родителей, так как это имеет решающее значение в формирование объективной оценки личных способностей. Известно, что при формировании адекватной самооценки как компонента самосознания необходимо научить ребенка грамотно производить оценку своих действий, научить его видеть и анализировать свои ошибки.

«Я-концепция» детей с нарушением слуха младшего подросткового возраста обладает рядом нестабильных и индивидуально-психологических особенностей. У данной группы детей существуют большие тpудности в создании морально-этических взглядов и понятий, доминируют определенные, крайние оценки; затруднено представление причинной обусловленности психологических состояний и выделений, и понимание личностных особенностей. В pезультате это мешает формированию правильной самооценки адекватной оценке ими окружающих.

Осознаваемые младшим подpостком имеющего нарушения слуха познавательные, коммуникативные, организаторские и другие способности, которые проявляются в учебной деятельности. Осознание того, насколько успешно или неуспешно справляется с трудностями учебной деятельности, утверждает свое «Я» в группе свеpстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям и успешной реализации способов самоутверждения, - все это определяет направление качества самооценки и самоотношения младшего подростка на многие годы.

Пребывание ребенка в специальном коррекционном учреждении – интернате в большей степени влияет на становление личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Л. С. Выготский отмечал, что длительное пребывание ребенка в интернате является отрывом его от нормальной среды, это созданная искусственная среда во многом отличается от нормального мира, в котором ребенку в итоге придется жить.

В нашей сурдопсихологии развитием личности детей с нарушениями слуха, а именно формирование у них самооценки изучали Т. Н. Прилепская, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, В. Л. Белинский, А. П. Гозова. Результаты проведенных ими исследований показали, что в формировании самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются такие же стадии, что и у слышащих детей, однако переход от одной стадии к другой совершается на 2-3 года позже. В нашей стране такие ученые как Богданова Т. Г., Речицкая Е. Г., Прелипсака Т. Н., Лихошва В. П. занимались проблемой изучения особенностей личности детей с нарушениями слуха.

Интенсивное формирование самосознания в младшем подростковом возрасте отличается большим своеобразием. В большей степени круг интересов сгруппировывается около трех видов деятельности это: учеба, труд, спорт. Осознав важность получения образования, знаний дети с нарушениями слуха обычно не проявляют интереса к учебе, в большинстве случаев интерес знаниям отодвигается на второй план. Именно поэтому, большая часть детей с нарушениями слуха для того, чтобы самоутвердиться или самосовершенствоваться начинают проявлять большой интерес к труду, в результате у большинства таких детей это становится чрезмерным увлечение разнообразными видам спорта, которые затмевают все другие интересы.

Существенным фактором изменения в поведении детей с нарушениями слуха выступает состояние тревожности. Тревожность отрицательно влияет на уровень психологического благополучия и здоровья ребенка в целом, тормозит личностное развитие. Ощущение нестабильности и незащищенности, неадекватные представления детей с нарушениями слуха о влиянии слухового дефекта на жизненные перспективы, переживание эмоционального дискомфорта, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты у детей с нарушениями слуха.

В итоге можно сказать, что дети с нарушениями слуха имеют особенности личностного развития, так как развитие данной категории детей, протекает в сложных условиях, которые связанны, в первую очередь, с трудностями, которые они испытывают в общении с окружающими их людьми, замедлением процесса обработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Особенности развития мелкой моторики актуальная тема у детей младшего дошкольного возраста. Это подчеркивается не только педагогами, но.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года»Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста
Опубликовано: 15 октября 2018 в 14:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД