Получи документы

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью»

Ирина Суворова
Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Недостаточность сформированности познавательных процессов, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с умеренной умственной отсталостью при обучении в школе.

Публикация «Обобщение опыта „Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью“» размещена в разделах

Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.

Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.

Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т. е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с умеренной умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.

Недостаточность сформированности познавательных процессов, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с умеренной умственной отсталостью при обучении в школе.

Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.

Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных про-цессов у детей с умеренной умственной отсталостью является одним из важ-нейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.

Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т. е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с умеренной умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.

В отечественной психологии процессом мышления занимались такие уче-ные, как: Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Стребелева Е. А и др.

В настоящее время в специальной педагогики большое внимание уделяется именно коррекции мышления в процессе обучения (Л. С. Выготский, Т. В. Егорова, С. Д. Забрамная, Ю. Т. Матасов, Ж. И. Шиф и др). Наиболее разработанная теория мышления и пользующаяся до сих пор большой популярностью – это теория С. Л. Рубинштейна. Он занимался изучением этого сложного вида психической деятельности, в частности много занимался проблемой обобщения у нормально развивающихся детей, и он сформулировал основные пути процесса обобщения. По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия.

В данной работе, на основе изученной литературы, мы рассматриваем мышление, как процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Целью данного исследования является экспериментальное изучение осо-бенностей мышления младших школьников с умеренной умственной отстало-стью.

Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Согласно международной классификации (МКБ-10, выделяют четыре формы умственной отсталости : лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая умст-венная отсталость.

У младших школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление. Основными недостатками мышления детей с умеренной умственной отсталостью (младший школьный возраст) являются: тугоподвижность, инертность, конкретность, беспорядочность, бессистемность представлений и понятий.

Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления умственно отсталых детей приводит к тому, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое особое значение, что они даже при незначительном изменении условия задачи, воспринимают ее как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях.

Учитывая особенности развития мышления у учащихся с умеренной умственной отсталостью ведущим довольно долгое время, на протяжении всего школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые – предметные или мнестические. Несмотря на это учащиеся данной категории при выполнении заданий испытывают трудности. Так, им, как и дошкольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку или правильно заполнить доску Сегена. У учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В этом возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.

Для реализации поставленной в данном исследовании цели, нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное изучение мышления младших школьного проведено на базе «Отъясской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья». В эксперименте приняли участие 11 детей младшего школьного возраста.

Для изучения мышления были проведены следующие методики: схематического мышления посредством теста Когана [1]; логичности мышления посредством методик, исследующих: способность обобщать – «Обобщение понятий»; способность классифицировать – «Классификация»; способность сравнивать – «Сравнение» [2,3]. Данные эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности мышления младших школьников

с умеренной умственной отсталостью

№ Методики Уровни развития мышления

Низкий % Средний % Высокий %

1 Тест Когана 67 % 33 % —

2 «Обобщение понятий» 25% 41% —

3 "Классификация" 17% 67% —

4 "Сравнение" 25% 75 % —

По итогам экспериментального исследования можно сделать следующие выводы об уровнях развития различных операций мышления :

По тесту Когана низкий - 67 %, средний - 33%; по способности логической операции обобщения : низкий - 25%, средний - 41%; по способности классификации : низкий: 17 %, средний - 67%; по способности умения сравнивать предметы: низкий-25%, средний - 75%. Высокий уровень ни по одному показателю выявлен не был. полученные данные подтверждают наличие особенностей мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.

По итогам проведенного эксперимента мы предполагаем, что если проводить своевременную диагностику мышления у детей с умеренной умственной отсталостью, последующую коррекцию и развитие у них мыслительных процессов, то можно достичь значительных результатов, что позволит повысить качество обучения ребенка. Целенаправленное проведение коррекционной работы по развитию мыслительных операций у детей с умеренной умственной отсталостью способно повысить общий уровень мышления.

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994

2. С. Д. Забрамная Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995

3. Диагностические тесты и методики для школьного возраста

Публикации по теме:

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Конспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 летКонспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 лет Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью .

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 - 2017 учебный.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание) Содержание первого года обучения с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (от 7 – 10 лет) Диагностическое обследование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 21:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД