Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Светлана Левицкая
Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Нарушение письменной речи возникает, как правило, у детей с 3-м уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах ОНР дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии, в том числе с общим недоразвитием речи, происходит отставание в развитии этих процессов, поэтому они оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применение морфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

И. Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письменной речи, разделив их на 3 группы:

1. Ошибки на уровне буквы и слога :

- Пропуски букв и слогов - ученик не выделяет в составе слова все его компоненты.

- Вставки лишних букв в слово, чаще - при стечении согласных.

- Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.

- Персеверации (застревание на определённых буквах и слогах).

- Антиципации (упреждение, предвосхищение) : согласный, а реже - гласный - заменяет вытесненную букву в слове.

- Смешения букв: они указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:

- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных;

- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы - при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании, в таких заменах совпадает написание первого элемента двух букв.

2. Ошибки на уровне слова :

- Раздельное написание частей слова наблюдается, когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение, либо при стечении согласных.

- Слитное написание слов: слитное написание предлога или союза с последующим словом; слитное написание двух самостоятельных слов. В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно.

- Морфемный аграмматизм - неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса.

- Смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:

- Отсутствие заглавной буквы в начале предложения.

- Отсутствие точки в конце предложения.

- Неправильная связь слов в предложении или словосочетании: ошибки в предложно-падежном управлении; ошибки в согласовании имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т. д. ; неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа; неправильный порядок слов в предложении; пропуск значимых частей предложения.

Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложения, сочинения) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточные связность, последовательность и логичность изложения, так и недостаточно адекватного использования лексических, грамматических и синтаксических средств.

У детей с ОНР 3 уровня встречаются ошибки на письме, связанные и с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также пространственных представлений (оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях букв на письме). Чаще всего наблюдаются ошибки в различении графически сходных букв. Сюда же относится зеркальное письмо; искаженное написание элементов букв; недописывание отдельных элементов или лишние элементы букв. Оптические дисграфии сопровождаются нарушениями рисования, конструирования.

Итак, для овладения письмом имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи, а также зрительно-пространственных представлений. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в дальнейшем находят свое отражение и в письменной речи. Дети с ОНР 3 уровня – особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму, поэтому предупреждение нарушений письменной речи является одним из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 03:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 марта. День бумажного кораблика на МААМ

Особенное место в древнем искусстве складывания фигурок из бумаги (оригами) занимает умение складывать бумажные кораблики (курафуто). Когда же ещё увлекаться таким творчеством, если не весной, когда...

27 марта. Всемирный день театра

 Ежегодно 27 марта во всем мире празднуется День театра. Свой профессиональный праздник отмечают любители театра и те, кто работает в театре, от актеров и режиссеров до работников сцены, — все, благодаря...


Горячие темочки