Папки-передвижки

Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Людмила
Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.

Ключевые слова: особенности пересказа, задержка психического развития, дошкольники

Публикация «Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Дошкольный возраст оказывает большое значение на развитие ребенка. Этот период принято считать важнейшим этапом в развитии детей. На данном этапе происходит активное развитие всех психических процессов человека : восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.

Важная особенность приобретения знаний ребенком дошкольного возраста заключается в том, что эти знания оказывают значительное влияние в дальнейшем развитии детей и большое значение имеют для его успешного обучения в школе.

Развитие готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

В то же время, при одних и тех же условиях обучения и воспитания дошкольников в детских садах, не всегда уровень готовности к обучению в школе оказывается одинаковым. При поступлении детей в школу индивидуальные показатели готовности ребенка к обучению помогают выделить отдельную категорию детей, которая характеризуется недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них можно выделить группу детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психических нарушений. Задержка психического развития проявляется в отставание в физическом, когнитивном, поведенческом, эмоциональном или социальном развитии ребенка по сравнению с нормой.

Задержка психического развития проявляет себя тогда, когда развитие ребенка отстает от установленных нормальных диапазонов для его возраста. Если большинство детей ползают к восьми месяцам и ходят к середине второго года жизни, то ребенок, отстающий от графика на пять или шесть месяцев в достижении этих контрольных показателей, может быть классифицирован как ребенок с задержкой психического развития.

В числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую значительную категорию, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности [1].

У детей с задержкой психического развития можно наблюдать снижение работоспособности, неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия, недостатки памяти, отставании в развитии всех форм мышления, нарушения речи, особенности поведения.

Пересказ – один из важнейших навыков обучения. При пересказе текста ребенку нужно обладать не только хорошей памятью, как для заучивания текстов, но и необходимо следовать сюжету, называть и описывать главных героев, осознано и самостоятельно рассказывать о поступках и мотивах персонажей. Поэтому, чтобы познакомиться с текстом, с сюжетом, с персонажами, с повествованием и пересказать прочитанное или услышанное своими словами, одной памяти не достаточно.

При обучении дошкольников с задержкой психического развития пересказу тренируется не только память, но и развивается мышление, расширяется лексический запас, формируется навык составления предложений и текста, развивается эмоциональная сфера, анализ разнообразных моделей поведения.

Успешность запоминания зависит от формы предъявления материала. Лучше запоминается наглядный материал, чем словесный. Материал в качестве изображений запоминается значительно быстрее и качественнее, чем аналогичный по значению, но словесный материал [2]. Любое когнетивное действие может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Они могут вспомнить материал по картинке, которая ассоциируется с ним, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается достаточно трудной [3].

Таким образом, необходимо развивать навыки пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как при обучении ребенка пересказу будет происходить активное развитие всех психических процессов дошкольника.

Литература

1. Горнова П. К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/02/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey (дата обращения 18.04.2020).

2. Занков Л. В. Память. М. : Учпедгиз, 1949.

3. Мишенева Л. Н. Особенности памяти у детей с ЗПР / Л. Н. Мишенева, А. А. Белисова, С. В. Васерман, Е. А. Кронштатова, Н. И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1 (4). С 30-33.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 23 июля 2020 в 14:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД