Папки-передвижки

Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации

Ирина Ковтун
Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации

Основные проявления расстройств аутистического спектра (РАС) прямо связаны с социальной жизнью человека : это проявляется как: отсутствие социо-эмоциональной взаимности; отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией; отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении; нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции.

Публикация «Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации» размещена в разделах

Преодоление или хотя бы смягчение социально-коммуникативных трудностей – основа и условие формирования других навыков : поведения в социуме, самостоятельности, самообслуживания, личной гигиены, быта и т. д. Другими словами, социальная адаптация важнейшая цель коррекционной работы при аутизме.

Конкретные направления психолого-педагогической коррекции при РАС можно разделить на две группы. К первой – как по значимости, так и по очередности – группе следует отнести развитие коммуникации, форм общения (в первую очередь – коммуникативной речи, эмоциональной сферы, преодоление проблем поведения. Эта работа является необходимой основой для развития социального взаимодействия, для реализации других задач коррекции. Ко второй группе конкретных направлений коррекционной работы можно отнести не менее значимое для социализации и социальной адаптации развитие навыков самообслуживания и бытовых навыков, самостоятельности и других навыков и умений. Естественно, что с возрастом, по мере развития ребенка конкретные задачи, методы их решения, формы работы в целом должны в той или иной степени меняться, но направленность на решение, прежде всего, основных трудностей ребенка с РАС необходимо сохранять.

Поскольку аутизм – патология хроническая, комплексное сопровождение людей с РАС – многолетний, часто пожизненный процесс. Для того, чтобы он был эффективным, не следует, очевидно, заниматься решением только тех проблем, которые актуальны в настоящий момент; очень важно представить стратегию комплексного сопровождения в целом. Из-за исключительной полиморфности РАС – и клинической, и психолого-педагогической – это сделать сложно, особенно в основной части сопровождения, его образовательной составляющей. Цель сопровождения – достижение более высокого уровня социальной адаптации, помощь в развитии личностного потенциала. Можно выделить два основных направления работы: Преодоление основных проблем, свойственных аутизму : дефицитарности социального взаимодействия, межличностной коммуникации, проблемных форм поведения на основе индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Это верно для всех случаев аутизма, и такая работа продолжается на протяжении всего образовательного периода или ещё более продолжительное время.

Реализация второго направления – освоения образовательных. В зависимости от особенностей развития ребенка, содержания и организации коррекционно-образовательного процесса этот путь может быть пройден в самые разные сроки и в разной степени, но общий вектор психолого-педагогического сопровождения прослеживается определенно. Несмотря на значительные индивидуальные различия, в подходе к методическому обеспечению также наметилась тенденция к постепенному продвижению от методов, формирующих социально приемлемое поведение в специальных условиях, к методам, использующим естественные условия, к развивающим, готовящим ребенка к гибкой адаптации в постоянно меняющейся социальной среде, а в части случаев создавая в той или иной степени базу для саморазвития ребенка с РАС.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Фотоотчёт о проведении НОД по социально-бытовой ориентировке в младшей группе «Вот какая ёлочка!»Фотоотчёт о проведении НОД по социально-бытовой ориентировке в младшей группе «Вот какая ёлочка!» ФОТООТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ.

Фотоотчёт о проведении занятия по социально-бытовой ориентировке в форме экскурсии на кухню «Бывает ли дырявая посуда»Фотоотчёт о проведении занятия по социально-бытовой ориентировке в форме экскурсии на кухню «Бывает ли дырявая посуда» Наш детский сад работает по тематическому плану, то есть каждую неделю - новая тема. При работе над темой "Посуда" увидела, что дети старшей.

Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик»Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с незрячим ребенком средней группы (2-й год обучения) по социально-бытовой.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации
Опубликовано: 18 октября 2021 в 19:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД