Приложение МААМ

Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования

Анастасия Ткаченко
Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что психические физические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, приобретать социальный опыт, переживать. Пришло понимание того, что необходимо создавать благоприятные условия развития для каждого ребенка, учитывающие его индивидуальные образовательные способности и потребности. Таким образом, речь идет об устранении барьеров между обычными классами массовой школы и коррекционными классами, а также между массовой школой и специальными учреждениями, куда раньше доступ некоторым категориям детей с нарушениями в развитии был закрыт. Профилактика и своевременное устранение имеющихся отклонений у детей в двигательной сфере играет большую роль, так как формируется замкнутый круг системной взаимосвязи. Все это относится к компетенции специалистов по адаптивной физической культуре. Таким образом, такие дети нуждаются в своевременной помощи не только логопедов, психологов, но также специалистов по адаптивной физической культуре [1, С. 368]. Но, как известно, из источников, что далеко не все специалисты готовы оказать детям с отклонениями в развитии нужную квалифицированную поддержку. Такое обстоятельство вызвано отсутствием соответствующих знаний и умений у педагогов по адаптивной физической культуре. Профессиональная педагогическая подготовка - это процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний; формирования основных общепедагогических умений (проектировочных, аналитико-диагностических, конструктивно-организационных, прогностических, рефлексивных, коммуникативных, развития методологической культуры, развития важных профессионально-личностных качеств (любовь к детям, толерантности, эмпатии, эмоциональной устойчивости, рефлексии и других, становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного педагогического кредо. [6, с. 55]. Результатом профессиональной подготовки готовность специалиста по адаптивной физической культуре является, владеть системой профессиональных умений и знаний, знаний первой медицинской помощи, профессионально ценностные качества и личное педагогическое кредо, основными общепедагогическими умениями, развившего вовремя обучения свои профессионально-личностные качества. На основании выше сказанного можно определить готовность будущего специалиста по адаптивной физической культуре к работе с учениками с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образовательного учреждения, как овладение способами и приемами работы с учениками в условиях инклюзивного образования, совокупность знаний и представлений об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности. Исходя из этого можно выделить следующие компоненты для готовности будущего специалиста к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования :

Публикация «Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования» размещена в разделах

- мотивационный — это совокупность стойких мотивов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях, признание каждого учащегося субъектом учебной деятельности, так же формирование его внутренней готовности к позитивному восприятию учащихся с ограниченными возможностями здоровья направленность к осуществлению эффективного процесса обучения;

- когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях построения педагогического процесса с такими учениками и особенностях физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- креативный — отражает личностные особенности педагога и творческую активность, позволяют развить творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями, а также создавать новые материальные и духовные ценности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- деятельностный — состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих специалистов соответствующих профессиональных компетенций. Ведь многие учителя не имеют специальной подготовки к работе с детьми имеющие различные отклонения. Более того, исследования литературы показали, что проблема подготовки специалистов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в некоторых вузах недостаточно разработана [3, С. 35]. Для подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре для работы в условиях инклюзивного образования, необходимо включать изучения трех необходимых взаимосвязанных блока. Первый блок-это учебные дисциплины. В него входят: «Основы специальной педагогики и психологии», «Возрастная и педагогическая психология». Ко второму блоку относятся курсы по выбору. В него входят: «Конфликтология», «Психодиагностика». Третий блок- это прохождение психолого-педагогической и производственной практики в средних образовательных учреждениях комбинированного типа, где находятся классы коррекции. Учебная дисциплина «Возрастная и педагогическая психология» знакомит студентов с понятиями «норма», «возрастная норма», формирует у студентов способность прогнозировать, конструировать, проектировать, так же планировать, организовывать и формирует готовность к психолого-педагогическому сопровождению процессов формирования общей культуры личности, рефлексировать педагогическую деятельность, и обеспечивающую развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; готовит к взаимодействию с другими специалистами в рамках создания единого коррекционного психолого-педагогического пространства, обеспечивающего образование и социализацию лиц с отклонениями в развитии; социализации и профессионального самоопределения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, позволяет создать возможность проводить взаимосвязанную работу с родителями путем вовлечения их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Основной целью дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» является подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре к осуществлению психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить все проблемы нарушений в психическом и физическом развитии детей школьного и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомиться с диагностикой обследования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- научится применять методы коррекции отклонений в развитии детей разного возраста;

- разрабатывать программы работы для будущих учителей по изучаемой проблеме;

- закрепить все полученные теоретические знания и уметь применять их на практике. Курс данных дисциплин охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основы работы с детьми с проблемами в развитии, так же их диагностики и заканчивая рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей, реабилитационной и профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии. [2, С. 21-30]. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с такими как: нарушением слуха, интеллекта, зрения, ранним детским аутизмом и задержкой психического развития, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Цель курсов по выбору «Конфликтология» и «Психодиагностика», заключается в формировании следующих умений:

1. развивать способность проводить комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ориентированное на определение целей, задач и направлений следующий коррекционной работы;

2. способность проводить и организовать индивидуальную и совместную деятельность детей с различными типами нарушения развития в соответствии с их возрастными особенностями, а также интеллектуальными и сенсорными;

3. научиться применять рекомендованные методы диагностики;

4. способность решать конфликты между учащимися обычной массовой школы с детьми, имеющими отклонения в развитии [4, С. 15-21]. Для применения практических полученных знаний, навыков и умений нужно прохождение психолого-педагогической и производственной практики в массовых средних общеобразовательных учреждениях комбинированного типа. Таким образом, решение проблемы подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг — государства, общества и конечно же личности, так же позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение и образование в стране [5, С. 55].

Список литературы:

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Акатов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 368.

2. Зайцев, Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21–30.

3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие/ В. В. Лебединский –– М. : Издательство Московского университета - С. 35

4. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов/ И. И. Лошакова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. –– Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15–21

5. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция: Учебное пособие / Е. М. Мастюкова. –– М. : Просвещение, 1992. — 95 с.

6. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития/ М. С. Певзнер // Дефектология. -1972. — № 3. — С. 3–9. Шмидт, В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие / В. Р. Шмидт. –– М., 2006. С. 55.

Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.

Деятельность ДОО по формированию у педагогических работников готовности к реализации инклюзивного образования. «…Из того, как общество относится к инвалидам, делают выводы о том, насколько оно цивилизовано. России здесь есть чему учиться». В. В. Путин.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее.

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты.

Отчёт о проведении недели инклюзивного образования в старшей группеОтчёт о проведении недели инклюзивного образования в старшей группе Отчёт о проведении недели инклюзивного образования в старшей группе «Затейники» Воспитатель группы №3 Иценко Т. А. тчёт о проведении недели.

Публичная лекция «Организация инклюзивного образования в ДОУ. Пути и решения» Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья учиться и развиваться.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Создание условий для организации инклюзивного образования в школе Одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования
Опубликовано: 21 января 2018 в 22:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ткаченко (УИ 1217717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД