Лучший педагог года

Особенности психолого-социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями

Анастасия Белова
Особенности психолого-социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, имеет особый статус в обществе. Проблемы такой семьи ограничиваются не только какими-либо личностными особенностями, но и решением проблем самого ребенка.

К детям с ограниченными возможностями, относятся дети, имеющие значительные ограничения в своей жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации, что является последствием нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем. В структуре детской инвалидности преобладают: умственная отсталость, детский церебральный паралич, врожденные уродства и заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.

Публикация «Особенности психолого-социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Довольно часто, семьи имеющие ребенка - инвалида закрыты от внешнего мира. Они значительно уменьшают круг своих знакомых, ограничивают общение с родственниками в силу особенностей своего ребенка, а так же из-за личностных установок самих родителей.

Детская инвалидность, является особой проблемой, которая волнует не только государство, но и затрагивает все слои населения. В настоящее время инвалиды составляют 10% населения всего земного шара, из них 120 миллионов детей и подростков. Большинство детей - инвалидов воспитываются вне семьи.

Семья для таких детей является очень важным фактором, ведь именно в ней наиболее благоприятная среда, создающая условия, для роста и развития ребенка – инвалида.

Семьи, которая воспитывают таких «особых» детей переживают неожиданные и долговременные события, которые вызывают сильные стрессы и кризис, который состоит из 4 фаз:

1. Шок, беспомощность, растерянность. Родители, которые оказались в такой ситуации, не в состоянии принять то, что у их ребенка есть отклонения в развитии.

2. После того, как родители испытали шок, у них образуется новая реакция на сложившуюся ситуацию – отрицание. Родители не хотят осознавать то, что именно у них неполноценный ребенок. По мере того, как родители начинают понимать и принимать диагноз своего ребенка, они погружаются в депрессивное состояние.

3. Депрессивное состояние, которое связано с осознанием действительности. Если супругам не удается вместе, справится со своим горем, то у них могут пострадать и их отношения, что в большинстве случаев приводят к разводам.

4. Появление зрелой адаптации, характеризуется уменьшением переживаний своего горя, готовностью решить проблему. На этом этапе важно, чтобы родители приняли все усилия и сохранили свою семью, поддерживая и уважая, друг друга.

Семья является ближайшим окружением ребенка – инвалида. Главным в воспитании такого ребенка является семья, которая для него является миром, в котором он останется на всю жизнь. И как говорил Л. С. Выготский: «Существует и развивается не ребенок, а система «ребенок - взрослый», как совмещенная психологическая система».

Родители, которые воспитывают детей – инвалидов, вынуждены постоянно решать проблемы, которые во многом связаны с особым статусом своего ребенка, такие как малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и другие.

При воспитании такого «особого» ребенка, родители сталкиваются с большими трудностями. Многие семьи не могут самостоятельно справиться с сопутствующими проблемами, к ним добавляются новые переживания, волнения и стрессы. Поэтому таким семьям необходима помощь специалистов: реабилитологов, педагогов, медиков, социальных работников и других специалистов которые могут оказать помощь и поддержку, как родителям, так и детям в кризисных ситуациях.

Вопросами психосоциальной работы с детьми – инвалидами и их семьями рассматриваются в работах : А. М. Гулиной, Р. Кочюнас, Л. В. Сафоновой, В. В. Ткачевой, М. В. Фирсова, Ю. Б. Шапиро и другие.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, можно разделить на четыре группы.

В первую группу относятся родители, у которых выражена сфера родительских чувств, которая характерна длятакого стиля семейного воспитания, как гиперопека. Родители с таким стилем воспитания имеют неадекватные представления о возможностях своего ребенка. У матери отмечается чувство тревожности и напряженность. Поведение родителей характеризуется сверхзаботливым отношением к ребенку. Такой стиль воспитания актуален для матерей - одиночек.

Во вторую группу относятся родители с холодным общением к своему ребенку, это характеризуется таким стилем воспитания, как гипопроекция. Родители уделяют излишнее внимание на лечение ребенка, предъявляют завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаются компенсировать свои недовольства за счет эмоционального отвержения ребенка.

К третьей группе относятся родители с таким стилем воспитания, как сотрудничество. Такой образ жизни возникает, когда родители верят в успех своего ребенка и сильные стороны его природы в развитии самостоятельности у ребенка.

Четвертая группа – репрессивный стиль семейного общения. Такой стиль характеризуется родительскими установками на лидерскую позицию.

Если рассматривать, как образ отношения к ребенку, то он проявляется, как пессимистический взгляд на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских требованиях, неисполнение которых наказывается. Родители требуют лот ребенка неприкословного выполнения всех заданий и не учитывают при этом его интеллектуальных, двигательных и психологических возможностей. Если ребенок отказывается от выполнения родительских требований, то они нередко прибегают к физическим наказаниям.

При рассмотрении стилей воспитания, выделяются так же модели, как родители относятся к дефекту ребенка.

• Модель «охранительного воспитания», она связана с тем, что родители переоценивают дефект своего ребенка, это проявляется излишней опекой ребенка. В этом случае, ребенка чрезмерно жалеют, балуют, оберегают от всего и ото всех, даже от дел, которые посильны ребенку. Взрослые сами выполняют все дела ребенка, имея благие намерения, делая при этом своего ребенка беспомощным. При такой модели воспитания, ребенок не овладевает простейшими навыками, даже такими как самообслуживание. Таким образом, можно сделать вывод, что модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества. Данное отношение к ребенку приводит к развитию эгоистической личности. В будущем такой человек с трудом адаптируется в коллективе.

• Модель «равнодушного воспитания», которая приводит к развитию у ребенка чувства ненужности и отвергнутости, такой ребенок переживает чувство одиночества. У детей вырабатывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушие и недоброжелательность по отношению к родным, взрослым и другим ребятам.

Таким образом, данные модели семейного воспитания ребенка создают предпосылки для вторичных отклонений в психическом развитии ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой для успешного воспитания его, как личности.

Специалисты, работающие с семьями в которых воспитываются дети – инвалиды, несомненно, способствуют гуманизации общества, изменению отношения к своему ребенку. При работе специалистов с данной категорией семей, особую важность приобретает психосоциальная помощь. Целью является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей имеющих ребенка – инвалида.

Психосоциальная работа выполняет : информационную, диагностическую, коррекционную, консультативную функции, воздействующие через индивидуальные и групповые формы оказания психосоциальной помощи. Работа с семьей, где растет ребенок с ограниченными возможностями - это очень сложный и многогранный процесс, требующий профессионального понимания специалиста; отношения к родителям, как к партнерам; изучение семьи; разработка индивидуальной программы, которая соответствует семейным потребностям и стилям семьи.

Выполняя диагностическую функцию, специалист предоставляет семье информацию о развитии ребенка, о его дальнейших возможностях; что представляет из себя расстройство, которым страдает их ребенок; раскрывает вопросы воспитания и обучения такого ребенка. В индивидуальное консультирование входит практическая помощь семье имеющая ребенка с ограниченными возможностями. Суть этой помощи заключается в поиске решения проблем психологического, воспитательно-педагогического, медико-социологического характера. При проведении семейного консультирования, специалист оказывает семье поддержку в преодолении эмоциональных нарушений, вызываемых проявлением особого ребенка. На индивидуальных занятиях с ребенком, которые проводятся в присутствии одного из родителей, специалист использует методы воспитательно-педагогического воздействия на психическое развитие ребенка. Под групповой работой понимается организация детско-родительских групп. Участникам, выпадает такая возможность, как поделиться своих опытом, рассказать картину своих переживаний, приобрести навыки по воспитанию своего особого ребенка. Данный способ, оказания помощи семьям воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями, является одним из самых эффективных.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 22:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД