Оксана Гуськова
Особенности работы с детьми раннего возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир не мыслим без автотранспорта. Плотность уличного движения с каждым годом всё более и более возрастает, делая наши дороги все более опасными для детей. Это ставит перед нами, педагогами, важность проведения работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Единственное, что может спасти ребенка на дороге - это вера в запретительные свойства красного цвета; единственный, кто может его в этом убедить - взрослый человек и единственным способом - своим примером.
Публикация «Особенности работы с детьми раннего возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
С первого дня пребывания ребёнка в детском саду его воспитание и обучение организуем таким образом, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко разбирался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно рассчитывать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинаем с первых дней пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Даже самые маленькие дети (до 3 лет) узнают и называют то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, тётя, мяч и т. п. В этом возрасте учим детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зелёный, жёлтый. В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему и, особенно, к средствам передвижения. Знакомим детей с транспортом, характерным для городской местности. Наблюдаем с детьми за транспортом, учим узнавать и показывать грузовые и легковые машины, автобус, правильно называть их, различать части машины: кабина, руль, кузов, прицеп, колесо. Учим различать пассажирский транспорт: автобус, маршрутное такси, поезд и обращаем внимание на то, что в этом транспорте ездят люди, а в грузовом транспорте возят грузы. Учим детей переносить в игры впечатления, полученные на прогулке: шофёры едут на машинах, по улицам гуляют люди; строим улицу, где едут машины. Учим детей в играх общаться друг с другом в соответствии с взятыми на себя ролями: шофёр и пассажир, шофёр и пешеход. Закрепляем навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
У ребёнка 2-3 лет восприятие тесно связано с действиями. В раннем возрасте ребёнок без особых усилий быстро и качественно запоминает то, что связано с игрой. Двухлетний ребёнок способен различать основные цвета. Для этого используем игрушки соответствующих цветов. Кроме того, ребёнок по этим цветам определяет свои вещи.
Следующий шаг делам в сторону усвоения функциональной нагрузки цвета, как соответствующего цвета светофора. В первой младшей группе детей учим различать красный и зелёный цвета. При этом детям поясняем, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает, показывая сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками.
При проведении игры «Красный – зелёный» поясняем, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляем привычку осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Чтобы не только закрепить у детей знания о цвете, но и научить их действовать в соответствии с правилами-цветами, проводим подвижную игру «Поезд». Игра повторяется несколько раз, пока дети не «приедут домой». Играя с игрушками, дети 2-3 лет очень любят прятать их, а затем вынимать и показывать. Это можно использовать для закрепления знаний о цветах, предлагая детям посмотреть, какие огоньки зажигаются на макете светофора в отверстия круги, поочерёдно вставляя цвета. Таким образом, дети усваивают, в каких местах горизонтально или вертикально расположенного светофора может появиться тот или иной цвет.
После таких игр предлагаем детям нарисовать шарики, кружочки –«Глазки» светофора. В задании указываем, чтобы шарики, кружочки располагались «как на светофоре». Игры и занятия детей раннего возраста постоянно связываем с их наблюдениями на улице.
Прежде, чем организовать с детьми игру «Шофёры», наблюдаем, как едет машина по дороге : на безопасном расстоянии наблюдаем, как водитель заводит машину, обращая внимание, что машина может ехать вперёд и назад, разворачиваться, и что в этот момент водитель может не заметить ребёнка, который стоит близко к машине. Понаблюдав на безопасном расстоянии, как быстро проезжают машины по дороге, показываем дорожки, где ходят люди.
С детьми трех лет проводим целевые прогулки по ближайшим улицам, в ходе которых дети наблюдают, где ходят люди и ездят машины. Эти впечатления они могут закрепить во время постройки из строительного материала на тему «Наша улица», развивая у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу и по условиям: гаражи для машин, свою улицу, стоянку для машин.
Такая работа будет малоэффективной без тесного взаимодействия с родителями. Для этого проводим с родителями следующую работу :
- В раздевалке для родителей оформлен уголок по ПДД, в котором постоянно происходит смена информации.
- На встречах с родителями проводим анкетирование, разбор дорожных ситуаций.
- Так как малыши любую информацию усваивают лучше через игру, на совместных мероприятиях мы знакомим родителей с дидактическими, и разного рода тематическими играми по правилам дорожного движения, которые они могут использовать и дома.
- Родители вместе с детьми изготавливают атрибуты для игр. У нас в группе, несмотря на ранний возраст, много атрибутов для знакомства малышей с правилами дорожного движения, изготовленных нами и родителями совместно с детьми.
Таким образом, у детей 2-3 лет в результате занятий в детском саду, общения с родителями начинает активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:
- по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;
- дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека.
Информационные источники:
- https://infourok.ru;
- https://www.maam.ru;
- https://nsportal.ru.